Что такое либерализация цен

Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример

Либерализация – это расширение прав и свобод граждан. Самым ярким примером для описания либерализации цен и экономики в целом, является Советский Союз. Дело в том, что экономика страны была плановой – это означает, что все отрасли были подчинены определенному плану развитию, цены на производимую продукцию регулировались вручную.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Ручное регулирование цен на определенные товары или группы применяется также и в странах с рыночной экономикой, такое происходит в кризисные времена в определенных отраслях и для определенных целей.

Либерализация цен – это изменение направленной политики на образование цены на товар, то есть отмена контроля со стороны государственных структур на стоимость. В этом случае рынок сам регулирует стоимость того или иного товара.

Стоит отметить, что либерализация цен – несамостоятельный процесс, он проходит непосредственно с глобальными изменениями в экономике страны, при переходе от одной формы к другой. Цель государства при этом – создать нормальную атмосферу конкуренции и поддержки различных форм бизнеса. Это может реализовываться путем создания структур, таких как антимонопольный комитет, передаче надзирающих функций центральному банку и т.д.

Формы, способы, этапы и цели

Цели либерализации могут быть различными, однако основной посыл – переход от плановой экономики к рыночной. Так, если либерализация в Польше была направлена на интеграцию экономики страны в мировую после получения независимости страны, тогда как в Союзе вопрос либерализации встал остро еще до того, как страна сменила форму правления. Основной причиной была огромная разница в денежной массе и товарным остаткам.

Как показывает практика, либерализация – достаточный сложный процесс, его обсуждение среди правящей элиты проходил несколько лет, для консультаций было приглашено большое число экономистов. Руководство в СССР выступало за поэтапную либерализацию, то есть изначально предлагалось отпустить в свободное плавание цены на хлебобулочную продукцию и решать проблемы, связанные с этим процессом.

Однако, многие экономисты возражают такому подходу, дело в том, что правительство не может определить какие именно цены нужно отпускать, при этом процесс может затянуться на долгое время.

Поэтапная либерализация по сути представляет собой ручное регулирование рыночной экономики. В Польше к этому вопросу подошли таким образом, что переход от плановой экономики мгновенно перешел к рыночной, такой переход получил название «шоковая терапия».

В стране провели ряд реформ, направленных, в основном, на нивелирование различий между государственными монополиями и частным бизнесом. В частности, был отменен специальный налог, применяемый к предпринимателям, введена свободная конвертация национальной валюты, что по сути отменило монополию государственных структур на международную торговлю.

Также были приняты законы, которые запрещали финансировать государственный долг, льготное кредитование государственных компаний. То есть меры, направленные на создание свободной конкуренции на внутреннем рынке страны.

В СССР проблема была несколько другая, государство пыталось решить в первую очередь товарный кризис, в 1989 году было высказано мнение, что если не внедрить свободное ценообразование на товары, то дефицит в стране будет невозможно преодолеть. Однако, в стране приняли решение поэтапной либерализации. Так, государство оставило за собой регулирование на социально значимые продукты, транспорт и т.д. К слову, такая регуляция в некоторой степени сохраняется до сих пор.

Исторический пример

Самый ярко выраженный исторический пример либерализации цен произошел в России, многие стали его свидетелями. Идея либерализации зародилась во времена перестройки страны, в то время, в результате неправильной финансово-кредитной политики сложилась катастрофическая ситуация. Денежная масса превышала товарное предложение более чем в четыре раза.

Со временем, товарный дефицит стал приобретать черты голода, старшее поколение прекрасно помнит карточки, которые выдавались на наиболее значимые товары. Кроме этого, правительство не могло покрыть дефицит на импорт ввозимый в страну, для этого государством был продан золотовалютный запас на сумму более 3 млрд долларов.

Для многих стал очевиден тот факт, что переход страны к рыночным механизмам – это неизбежность. Регуляцию цен и выпуск продукции должен контролировать рынок, то есть спрос и предложение. Роль государства в этом процессе должна была сводиться к программам, направленным на минимизацию потерь во время реформы.

Либерализация экономики и цен началась в 1992 году под руководством Егора Гайдара, Петра Авена и Анатолия Чубайса.

Негативные и позитивные последствия

Основной задачей либерализации стал переход от плановой к рыночной экономики, и в целом эта задача была выполнена максимально быстро, несмотря на поэтапность программы. Кризис дефицита товаров грозил голодом стране зимой 91–92 гг. Одним из сопутствующих успехов была наполняемость полок в магазинах, увеличению ассортимента и его качества.

Одной из ошибок правительства в проведении либерализации экономики страны, было разгосударствление собственности, которое было проведено после, а не до перехода на рыночные рельсы. Проблема страны заключалась в том, что цены на продукты и товары были занижены, поэтому на начальном этапе прогнозировалось увеличение потребительских цен втрое.

Но вследствие того, что основными субъектами предпринимательской деятельности были государственные компании, то это привело к образованию естественных монополий, которые могли на местном уровне завышать цены намного больше чем ожидалось.

В результате, возник типичный монопольный эффект, когда снижается объем производства, а цены на продукцию значительно завышаются, в условиях того времени произошло крайне негативное явление, когда регулятор (гос. комитеты) компаний был сменен на орган, который был создан самими монопольными структурами, что сводило на нет все усилия правительства.

Также неправильная монетарная политика лишила многие предприятия оборотных средств, следствием чего стало массовое кредитование государственным банком сельского хозяйства и крупных промышленных предприятий, что привело к гиперинфляции, которая достигала 2600%.

Следствием гиперинфляции стала также потеря населением вкладов, несмотря на острую критику многих политиков, правительство так и не учло этот момент в своей программе. Государство так и не признало этот долг перед народом, острые критики сравнивают политику либерализации с конфискацией имущества и проведения реформы за счет народа.

Также правительство остро критикуют за то, что реформа не была вынесена на всеобщую дискуссию, в которой бы принимали участия сторонники альтернативных подходов. Очень часто выдвигается гипотеза, что приватизация предприятий перед либерализацией, нивелировала бы в какой-то степени проседание товарного производства, государство должно было максимально обеспечить права частной собственности и верховенства права.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Что такое либерализация цен и для чего её проводят?

Перед государством стоит важная цель, состоящая, в частности, в том, чтобы организовать экономическую жизнь государства. Одним из важнейших моментов экономической системы — способы, с помощью которых формируются цены.

С одной стороны, обычно, любой бизнес – предприятие формирует их, исходя из своих затрат, маркетинговых целей, желания получить определённый уровень прибыли и каких-то других причин. Если говорить о рынке, который вообще нигде и никем не регулируется, то такая мотивация выглядит вполне естественной.

Но это только на первый взгляд. На самом деле жизнь общества далеко не сводится к стремлению получить наибольшую прибыль.

В любом государстве производительным трудом занимается не всё общество, а только его часть. В частности, пенсионеры, дети и домохозяйки не принимают полноценного и непосредственного участия в процессе создания рыночных продуктов. Однако, этим людям нужны хлеб, лекарства и другие товары.

Если цены на них никак не регулировать, то они могут возрасти настолько, что станут недоступными для многих людей. Чтобы этого не произошло, государство контролирует их в соответствии с экономической ситуацией в стране и не даёт им меняться произвольным образом.

На начальном этапе, экономика России была построена в значительной степени на основе экономики СССР. Рыночные цены в ней не применялись вообще. После распада СССР уже не действовали механизмы регулировки прежней, плановой экономики. Ситуация решительным образом изменилась. В связи с данным обстоятельством, цены на многие товары перестали ограничиваться со стороны государства.

Понятие либерализации цен

Само понятие либерализации заключает в себе расширение всевозможных прав и свобод граждан. Если же говорить именно о либерализации конкретно цен, то речь идёт об отмене контроля со стороны государства за всеми или отдельными группами цен на рыночные товары.

Важно отметить, что этот процесс не происходит изолированно от других экономических процессов. Он представляет собой только часть общей картины.

Процесс на самом деле касался различных аспектов экономики:

  1. Первым видом является либерализация цен на важнейшие товары первой необходимости, которые можно отнести к сфере потребления граждан. При отпускании цен в этой сфере должен быть обеспечен баланс между возможностями покупки их гражданами и теми, которые устроят производителей.
  2. К основным видам также относится и либерализация экономики, к ней в обязательном порядке примыкает либерализация цен и внешней торговли.
  3. Либерализация цен на внешнеэкономическом рынке. У государства с плановой экономикой обычно возникает резкий дисбаланс их с теми, которые существуют на международном рынке. После отпускания может оказаться, что они слишком дорогие или слишком дешёвые по сравнению с теми, которые внутри страны. И это способно создать в экономике страны резкий дисбаланс.

Необходимость

Для успешного существования рыночной экономики, необходимо, чтобы предприятия, продавали свои товары по той цене, которая обеспечивает им достаточную прибыль, чтобы вести свою деятельность. С другой стороны, эти товары должны быть доступны для покупателей, у которых должно быть достаточно денег для их покупки.

Если не выполняется последнее правило, то рынок будет завален огромным количеством баснословно дорогих товаров, их никто не будет покупать. Фирмы не получат денег и, чтобы выжить, ещё больше повысят цены и будут платить ещё меньшие зарплаты. Как мы видим, ситуация в итоге усугубится и это сможет привести к краху.

Читайте также:  Что такое административное выдворение за пределы РФ

Что будет, если нарушить первое правило? Прибыль от продаж не позволит предприятию получить необходимый для продолжения деятельности доход, и оно будет производить всё меньше товара, который всё труднее будет достать покупателям. Эта ситуация как раз и характерна для планового хозяйства.

Либерализация как раз и проводится, чтобы избежать подобных ситуаций. Если она пройдёт успешно, то цены будут регулироваться рыночным образом. Однако, те продавцы и покупатели, которые будут в ней участвовать на начальном этапе, сначала попадут в достаточно жёсткие условия, но без принятия таких мер, экономика вообще выжить не сможет.

Цели и задачи

Главной целью проведения либерализации является стремление обеспечить переход от плановой экономики к рыночной. Без её проведения обойтись невозможно.

Однако, это представляет собой сложный комплексный процесс, без него либерализация эффективна не будет:

  1. Либерализация бизнеса. Регулирование бизнес-деятельности должно быть сделано таким образом, чтобы бизнес в своей деятельности имел минимальные ограничения.
  2. Либерализация цен. Ликвидация во всех сферах экономики фиксированных цен под контролем государства. Тем самым нужно исключить источник создания дефицита в торговле.
  3. Нужно отменить так называемые мягкие бюджетные ограничения. Тут речь идёт о следующем явлении. В некоторых случаях бизнес – фирма ведёт свои деятельность таким образом, что идёт на разного рода дополнительные риски в своей деятельности. Мотивацией такого рыночного поведения выступает высокая вероятность при получении убытков получить дополнительную помощь нерыночного характера из внешних источников. Если сказать об этом более простыми словами, то речь, главным образом, идёт о получении разного рода государственных дотаций. С одной стороны, такая ситуация создаёт возможность нерыночного решения бизнес вопросов. С другой – есть сферы, где это является вполне оправданным.
  4. Не секрет, что сама либерализация, проведённая без укрепления и развития рыночных механизмов, малоэффективна. Одним из важных моментов в этой сфере является борьба с монополизмом и обеспечение справедливой рыночной конкуренции.
  5. Без структурной перестройки всей экономики страныневозможно создать эффективную рыночную экономику. Во времена плановой экономики эти пропорции были нарушены, что могло привести в дальнейшем к нарушению баланса спроса и предложения.
  6. Ещё один участок борьбы за построение рыночной экономики — это создание и укрепление новой мотивации труда. При плановой экономике получение зарплаты не было увязанным с экономической эффективностью труда. Оно, в основном основывалось на выполнении плановых показателей. При рыночной экономике мотивация труда не может полностью основываться на выполнении плановых показателей

Выше были перечислены основные цели и задачи по развитию экономики страны. Одной из составных частей этого процесса является либерализация цен.

Как происходит?

Этот процесс является достаточно сложным. Его проведение определяется всем комплексом задач, которые стоят перед конкретным государством на данном этапе. При этом можно сравнить то, как проходил этот процесс, скажем, в Китае, России и в Польше.

В первом случае речь шла, скорее всего, о ручной регулировке экономики. Делались последовательные шаги и затем, на самом высоком уровне принимались решения с учётом имеющегося опыта о том, как действовать дальше.

В России и Польше был выбран другой путь. Там сделали одномоментную либерализацию, которую впоследствии прозвали «шоковой терапией». Без сомнения, это был трудный этап в экономическом развитии Польши. Однако, в дальнейшем, таким образом, был создан фундамент для развития рыночной экономики.

Этапы либерализации

Если говорить о том, как проходила либерализация в России, то здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Первый этап проходил в первой половине 1992 года. В это время были отпущены почти все цены и на продовольственные и на промышленные товары, на нефть были повышены в 5 раз, на электричество — в 4,7 раза – и зафиксированы. Они выросли в 3,5 раза, а зарплата — не более, чем на 60%. Это повышение фактически создало баланс между существующей денежной массой и всем объёмом имеющихся товаров. Фиксированные цены на энергоресурсы и свободные цены рынка создали дисбаланс, который не давал возможность предприятиям ТЭК продолжать свою деятельность.
  2. Второй этап проходил, начиная с мая 2016 и до сентября либерализации. Начался он с повышения цен на энергоносители, которые ранее были фиксированы. Также были для рынка установлены границы их изменения и установлен прогрессивный налог.
  3. С октября по декабрь 2016 года был установлен для предприятий предельный уровень рентабельности. Это было сделано для того, чтобы сдержать дальнейшее подорожание. На этом этапе нормативы по рентабельности составляли 8% для розничных предприятий и 3% для оптовых.

Пример

Ельцин подписал указ о свободе торговли. Этим документом он узаконил занятие бизнесом для граждан России. В СССР такая деятельность не была разрешена. Документ вышел в начале 1992 года, одновременно с началом либерализации цен в России.

С самого начала года произошло наполнение рынка потребительскими товарами. Это было в то время значительным достижением.

Последствия

На начальном этапе происходит скачкообразное повышение цен. Иногда оно исчисляется сотнями процентов. В некоторых случаях может углубляться макроэкономическая диспропорция.

Но после окончания процесса либерализации, выстраивается такой рынок, который соответствует реалиям и может служить основой для дальнейшего экономического развития.

Либерализация цен

Либерализация цен (price liberalization) – полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством Ельцина-Гайдара, явилась важным, хотя и далеко не единственным элементом комплекса мер по переводу централизованно планируемой экономики на рыночные рельсы (получившего в народе название «гайдаровские реформы»).

Указом Президента Ельцина от 3 декабря 1991 года «О мерах по либерализации цен» и постановлением Правительства от 19 декабря «О мерах по либерализации цен» была освобождена основная масса оптовых и розничных цен на товары и услуги, обращавшиеся в народном хозяйстве. Исключение составили, во-первых, нефть, газ и железнодорожные перевозки, а во-вторых, розничные цены на некоторые продовольственные продукты ( включая молочные, а также хлеб, соль, сахар и др.). Относительно последних был принят компромисс: право решать, какие из них оставить регулируемыми, а какие освободить, предоставлялось властям регионов. Лишь постепенно, с существенными различиями в темпах, разные регионы решили задачу либерализации продуктовых цен. Во многом этот процесс зависел от темпов приватизации предприятий розничной и оптовой торговли, но еще больше — от политических позиций администраций регионов. Там, где в администрации доминировали коммунисты, либерализация цен затянулась, товары продавались по карточкам, магазины были полупусты, предприятия облагались налогами для покрытия дотаций к ценам, границы с другими регионами перекрывались, и это разрушало единое экономическое пространство страны. В большинстве же регионов уже в 1992 г. жизнь нормализовалась, основные товары можно было купить свободно. Именно с либерализации цен началось современное изобилие товаров, появились все те супермаркеты и гипермаркеты, которые уже никого не удивляют и воспринимаются как должное.

Либерализацию цен провели в процессе перехода от плана к рынку все постсоциалистические страны – тут Россия не исключение. (См. Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку) После краха гитлеровской Германии профессор Л.Эрхард, которого весь мир признает «автором Германского экономического чуда», тоже начал свои реформы с либерализации цен. Вопрос лишь в том, как та или иная страна использует открывающиеся в результате этой меры возможности. См. также Либерализация экономики.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело . Л. И. Лопатников . 2003 .

Смотреть что такое “Либерализация цен” в других словарях:

Либерализация цен — или отпуск цен элемент экономической политики российского правительства в начале 1990 х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования. Содержание 1 История 2 Критика 3 Сноски … Википедия

либерализация цен — Полное или частичное освобождение централизованно планируемых (регулируемых) цен и переход к рыночному ценообразованию на основе спроса и предложения. Либерализация цен, проведенная 2 января 1992 года правительством Ельцина Гайдара, явилась… … Справочник технического переводчика

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию). Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

Либерализация цен — частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. По английски: Price liberalisation См. также: Государственная экономическая политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Либерализация Цен — освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — освобождение цен от административного контроля; свободное формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров … Большой экономический словарь

либерализация цен — переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию) … Словарь экономических терминов

Либерализация цен — переход к свободному движению цен под воздействием рыночных факторов; процесс расширения перечня товаров, цены на которые формируются на свободном рынке. То есть эти цены государством не регулируются. Может быть полная Л. ц, и частичная. При… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — – процесс расширения перечня товаров, цены на которые формируются на свободном рынке, т. е. не регулируются государством. Возможна полная или частичная Л. ц. Во втором случае цены на некоторые товары или продукты регулируются государством… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Либерализация цен в России — Либерализация цен или отпуск цен элемент экономической политики российского правительства в начале 1990 х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования. Содержание 1 История 2 Последствия 3… … Википедия

Читайте также:  Как подтвердить родство с сестрой

Либерализация цен в России

В прежние годы в экономике СССР применялись регулируемые государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров. Обсуждения среди высшего руководства страны о возможности перехода к свободным ценам начались за несколько лет до распада СССР. На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н.И. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам». В 1991 г. кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в народном хозяйстве, а продолжающийся производственный спад — к сокращению объёма товарного предложения. Попытки постепенного перехода от установленных цен к договорным проблему не решили.

К концу 1991 г. отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня, что свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это проявлялось в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход народного хозяйства страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.

Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда.

Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 55 «О мерах по либерализации цен», в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др.

Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов. Прежде всего, либерализация цен началась до приватизации, так что народное хозяйство преимущественно находилась в собственности государства.

Во-вторых, реформы были начаты на федеральном уровне, в то время как контроль за ценами традиционно осуществлялся на местном уровне, и в ряде случаев местные власти предпочли сохранить этот контроль напрямую, несмотря на отказ со стороны правительства предоставлять субсидии таким регионам. В январе 1995 г. цены на около 30 % товаров продолжали так или иначе регулироваться.Например, власти оказывали давление на приватизированные магазины, используя тот факт, что земля, недвижимость и коммунальные услуги по-прежнему оставались в руках у государства. Местные власти также создавали препятствия для торговли, например, запрещая экспорт продовольствия в другие области.

В-третьих, возникли могущественные преступные группировки, которые блокировали доступ на существующие рынки и собирали дань путём рэкета, тем самым искажая рыночные механизмы ценообразования. В-четвёртых, плохое состояние средств связи и высокие транспортные расходы осложняли способность предприятий и отдельных граждан эффективно реагировать на рыночные сигналы. Несмотря на эти трудности, на практике рыночные силы стали играть значительную роль в ценообразовании, и неравновесие в экономике начало уменьшаться.

Либерализация цен в россии и ее последствия. Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример

Либерализация экономики — ликвидация основных диспропорций и ограничений административно-командной экономики, запуск механизмов основных законов рыночного хозяйства.

Основная диспропорция централизованной системы — диспропорция цен. Таким образом, либерализация цен является составным элементом либерализации экономики. В Польше, Югославии либерализация цен была осуществлена в 1989 году, в России в 1992 году. Фактически с либерализации цен в нашей стране и были начаты экономические реформы.

Другой важнейший элемент либерализации — либерализация внешней торговли .

Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация экономики предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке – самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.

Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода — . В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.

Институциональная трансформация

Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам . Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил. Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности — , возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности — коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом, институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация .

Либерализация цен — характеристика экономических реформ в России

Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная (так называемый “денежный навес”), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг . Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен , они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. — в 3,2 раза и в 1995 г. — в 2,3 раза. Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза.

Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению производства валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).

Наряду с негативным воздействием на социально — экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия :

  • исчезновение дисбаланса между денежной и товарной массой;
  • резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита товаров и услуг, имевшего место по подавляющему числу товарных позиций в конце 80 -х — начале 90 — х годов.

Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

С переходом к рыночным условиям в России началась инфляция , в результате механизм либерализации цен сопровождался . Данное обстоятельство уничтожило не только возможность получения доходов за счет ваучеров, но и небольшие сбережения, которые копились населением.

Принцип свободного ценообразования , который начал действовать с 90-х гг. в России, и наличие постепенно растущих механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что бывшие государственные предприятия, которые доминировали на рынке, не ограничивались при формировании структуры цен со стороны свободного рынка.

Данное обстоятельство способствовало усилению инфляционных процессов, развитию тенденции к падению реальных доходов населения, прежде всего работников бюджетной и социально не защищенной сферы. При этом необходимо отметить, что инфляционные процессы ведут к распределению доходов в ущерб наименее социально защищенным и бедным слоям населения .

По данным всероссийского исследования, более чем 71 % жителей страны в 1997 г. относились к беднейшим слоям населения , владели лишь 3,3 % всех денежных накоплений, тогда как около 5 % людей относились к категории очень богатых и богатых, владели более чем 72,5 % сбережений, причем на долю «очень богатых» приходится более 52,9 % всех накоплений населения России. При этом надо учитывать, что в исследовании не учитывались значительные суммы средств, которые переведены на зарубежные счета, кроме того, данные многомиллиардные суммы сильно превышают накопление в российских банках.

Страница 5 из 28

2 января 1992 г. в России был дан старт рыночным реформам, правительство объявило о либерализации цен, проводившейся в духе «шоковой терапии». Практическое осуществление этой рыночной меры означало освобождение в ограниченные сроки цен на большинство товаров, продуктов питания и услуг, ликвидацию т.н. «денежного навеса», обеспечение частичной конвертируемости валют, отмену субсидий нерентабельным производствам, резкое сокращение бюджетного дефицита, осуществление жесткой кредитно-денежной политики. Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами, характеризующее неустойчивое положение государственных финансов. Предполагалось, что в условиях решительного отказа от государственного регулирования отпуск цен установит рыночную стоимость товаров и, обеспечив «рыночное равновесие», решит проблему тотального дефицита и станет важнейшим фактором стимулирования хозяйственной деятельности, повышения активности и ответственности экономических субъектов за результаты своего предпринимательства. Именно такой логикой реформаторского курса правительства был проникнут Указ Президента РФ «О переходе на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуг».

Первоначально правительство обещало сохранить фиксированные государственные цены на энергоносители, нефть, газ, уголь и некоторые продовольственные товары – хлеб, молоко и др. Однако либерализации цен в условиях демонтажа государственного контроля за ценообразованием, товарного дефицита и общего падения производства привела их к быстрому и резкому росту: хлеб подорожал в 10-15 раз, молоко – в 15-20 раз, масло и сметана – в 30 раз, картошка в 10-20 раз, а на рынке – в 50-100 раз. 6 января 1992 года реформаторы, вопреки обещаниям Президента, отменили государственные цены на хлеб и молоко. Вскоре также стало очевидным, что дальнейшие действия правительства в этой сфере стимулируют хаотический рост цен, «вымывание» дешевых товаров.

Читайте также:  Что такое квотируемое рабочее место в вакансии

В марте 1992 г. правительство направило в Международный валютный фонд (МВФ) Меморандум о предстоявшей либерализации цен на энергоносители, а в сентябре того же года оно объявило о повышении на них цен. В России была спровоцирована гиперинфляция, оказавшая разрушительное воздействие фактически на всю сферу материального производства. Становилось все более очевидным, что принятая правительством технология либерализации цен и ее практическое осуществление не давала ожидаемого результата.

С середины 1992 г. хаотический рост цен принял форму незатухающих гиперинфляционных волн, что продолжало дезорганизовывать материальное производство, парализуя инвестиционный процесс и делая невозможным поддержание его достаточной активности. В таких условиях происходила бартеризация хозяйства , развивался процесс вытеснения национальной валюты из оборота и замены ее твердой иностранной валютой. Бартеризация хозяйства – это переход хозяйствующих субъектов на п рямой безденежный обмен товарами или услугами.

Многие государственные предприятия в условиях отсутствия добросовестной конкуренции и иных сдерживающих механизмов по защите прав потребителей, кризиса неплатежей, охватившего к лету почти всю экономику России, при новых ценах, в том числе на энергоносители, не смогли сохраниться, они обанкротились и впоследствии, после объявления широкомасштабной приватизации, были проданы с аукциона. Повседневным явлением на таких предприятиях стали задержки выплаты заработной платы, а также пенсий и пособий, что стало апофеозом наступления властей на денежные доходы населения.

К концу 1992 г. сбережения населения по сравнению с 1991 г. обесценились в 2 раза, а доля расходов на питание в совокупном доходе семьи увеличилась до 40% против 28% в 1990 г.
И, несмотря на то, что правительству Е. Гайдара в осуществлении политики «шоковой» либерализации примерно к середине 1992 г. удалось достигнуть кое-каких результатов – провести девальвацию рубля, к концу первого квартала почти ликвидировать бюджетный дефицит , снизить инфляцию и т. д. – в целом Россия оказалась во власти последней. Высокая инфляция, переходившая в ценовую форму, резко ухудшила социально-экономическое положение масс, вызывала тревогу и недовольство в обществе. В 1992 г. она составляла от 10 до 38% в месяц, в 1993 г. – от 19 до 26%, в 1994 г. – от 4 до 21% . Ни в одной стране бывшего социалистического содружества ее рост не достигал такого высокого уровня, как в России.

Причины вползания российской экономики в гиперинфляцию и природа последней были и продолжают оставаться предметом многочисленных дискуссий экономистов и политиков, что может быть предметом специального рассмотрения. Мы же отметим, что они, с одной стороны, заключаются, прежде всего, в действиях самого правительства в сфере кредитно-денежной и бюджетной политики, в выбранной технологии либерализации цен и ее практическом осуществлении, а с другой – инфляционные процессы были обусловлены и некоторыми объективными факторами, в том числе общим кризисом экономической системы, отсутствием контроля за денежной массой и расстройством денежного обращения в 1990-1991 гг., распадом хозяйственных связей, расширением спроса и рядом других.

Вот некоторые из важнейших, на наш взгляд, источников инфляции на изначальном этапе «гайдаровских реформ». Во-первых, инфляция в России в условиях общего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей была непосредственно связана с высоким уровнем монополизации экономики, взвинчиванием цен предприятиями-монополистами и криминальными структурами. При отсутствии всякого контроля со стороны государства освобождение цен, их децентрализация создали благоприятные условия для десятков тысяч производителей, торговцев и посредников, которые получили право «назначать» цены. Последние менялись не под влиянием спроса и предложения, а диктовались монополизированными участниками рынка. Но так как монопольное положение на рынке было характерно для большей части предприятий обрабатывающей и других отраслей промышленности, то либерализация цен немедленно обернулась взрывом во многих отраслях, перекладыванием хозяйствующими субъектами роста цен на потребителей. Поскольку не существовало альтернативных поставщиков для большинства предприятий, то последние фактически вынуждены были принимать любое повышение цен на потребляемые ими товары. В свою очередь предприятия на ограничение спроса реагировали, в отличие от восточноевропейских стан, своеобразно: они не снижали занятость и не ограничивали рост заработной платы, а продолжали залезать в долги и не платить по обязательствам. Но, как показал опыт бывших социалистических стран, и при высокой монополизации экономики можно было иметь более низкую инфляцию и избегать ее негативные последствия.

Во-вторых, многие источники инфляции в России были связаны с неумеренным выпуском денег, контроль за которым осуществляли правительство и Центробанк. Под давлением Верховного Совета правительство с весны 1992 г. стало прибегать к увеличению денежной эмиссии и предоставлять государственным предприятиям льготные кредиты, «прокручивание» которых обогатило многих финансовых посредников, вставших между властью и обществом. Так, если в январе 1992 г. общий объем денежной массы в России составлял 1046 млрд руб., то ровно через год в январе 1993 г. он увеличился почти на 800% и составил 9491 млрд руб. Затем правительству удалось притормозить денежную эмиссию, хотя ежемесячное увеличение объема денег продолжало оставаться достаточно высоким.

В-третьих, одной из мощных сил, которая раскрутила спираль высокой инфляции, был бюджетный дефицит, что вызывало расстройство денежного обращения. Правительство, не имея большинства в парламенте для устранения кризиса неплатежей, который был особенно острым по сравнению с другими странами с переходной экономикой, сглаживания противоречий между отраслевыми лобби и различными «группами давления», шло на расширение финансирования за счет бюджета. Так, только в 1992 г. оно дважды осуществляло дополнительное кредитование просроченной задолженности промышленных предприятий, руководители которых, не сумев приспособиться к новой ситуации, перестали выплачивать деньги за сырье. В результате денежная масса возрастала, а инфляция увеличивалась. В обобщенном виде динамика темпов инфляции и дефицита бюджета в период «гайдаровских реформ» видна из данных таблицы 1.

Динамика темпов инфляции и дефицита бюджета (1991-1992 гг.)

«Шоковая терапия»: как Россия пережила либерализацию цен 25 лет назад

Товарный дефицит, который был неотъемлемой частью советской действительности, к началу 1990-х годов приобрел угрожающие масштабы: по некоторым данным, товарное предложение было втрое меньше, чем стоимость денег на руках у населения. Главной проблемой стала катастрофическая нехватка продовольствия, особенно в крупных городах.

На фото: 10 марта 1992 года, цены в новгородском магазине «Вечевой»

Либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года. Соответствующий указ президента России освобождал от государственного регулирования 90% розничных и 80% оптовых цен.

Либерализация цен была самым очевидным решением, которое могло бы повлиять на экономическое неравновесие в стране. Именно она стала главным пунктом реформ, предложенных в 1991 году российским лидером Борисом Ельциным.

На фото: 2 января 1992 года, подорожавшие после либерализации цен товары

Указ Ельцина сохранял предельно допустимый рост цен для наиболее важных социальных групп товаров, в том числе хлеба, молочных продуктов и топлива, однако уже в марте 1992 года регионам было позволено отменять эти ограничения. В большинстве случаев на местах воспользовались этим правом.

На фото: 6 февраля 1992 года, митинг против либерализации цен в Кемерово

Главной задачей либерализации цен стало наполнение магазинов продуктами и борьба с угрозой голода в стране, которая была более чем реальной. С ней справиться удалось: после Нового года российские магазины буквально за несколько дней заполнились самыми разными, прежде всего импортными товарами.

На фото: 21 апреля 1992 года, магазин товарищества с ограниченной ответственностью «Взлет М-20», опустевший из-за падения спроса в 20 раз в связи с повышением цен от либерализации

В правительстве также надеялись, что либерализация цен не приведет к взрывному росту цен, а всего лишь скорректирует до нормального уровня спрос и предложение в стране. Здесь успехи оказались не столь значительными: отпуск цен привел к гиперинфляции, по итогам 1992 года цены в среднем выросли более чем в 25 раз.

На фото: покупатели в магазине во время периода либерализации цен

Государство в административном порядке повысило цены на энергоносители: нефть подорожала в 5 раз, газ — в 4,7 раза, уголь — в 5,5 раза. Это решение также повлияло на огромный рост цен в течение 1992 года. Повышение цен на нефть и нефтепродукты в 5 раз задало нижнюю планку повышения всех остальных цен.

На фото: пикет в одном из российских городов в конце января 1992 года

Все негативные факторы, связанные с либерализацией, привели к глубокому экономическому спаду, огромному разрыву в доходах бедных и богатых, неравномерному развитию региональных экономик. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств за четыре года выросла с 33,6 до 45,9%.

На фото: яйца с очень тонкой и хрупкой скорлупой — результат несбалансированности кормов на птицеводческих хозяйствах Курской области по причине резкого роста цен на корма, октябрь 1992 года

Одним из главных предметов спора между сторонниками и противниками «шоковой терапии» российской экономики стала приватизация. Ее первый этап начался с опозданием, лишь весной 1992 года. Большинство критиков сходились во мнении, что одной из причин столь тяжелых последствий от либерализации для российской экономики стало почти полное отсутствие малого бизнеса — прослойки, которая помогла смягчить удар от отпуска цен и появлению которой в том числе способствовала бы приватизация.

На фото: работники кооперативного киоска везут на продажу пиво

Российская экономика долго не могла оправиться от последствий либерализации цен. Реальный уровень зарплат к концу 1990-х годов упал практически вдвое и смог вернуться к уровню 1991 года лишь спустя 15 лет.

На фото: после либерализации цен, прилавки в торговом доме «Русь» на площади Восстания в Москве

Ссылка на основную публикацию