Что такое социальное партнерство

Как объяснить социальное партнерство в социальной сфере

Социальное партнерство прежде все система, которая объединила под своим понятием комплекс взаимоотношений между людьми разного статуса. Когда цивилизацией были стерты классовые противоречия, образовались конфликты между предприятиями, которые должны разрешаться даже, по мнению судей, мирным путём.

Достижение в различных интересах, согласованности цивилизованным методом – задача социального партнерства. Защищать выгоду каждого берутся представители сторон – профсоюзы трудящихся, главы предприятий работодателей и госорганы государство.

Трудовые отношения может регулировать только сотрудничество, основанное на договорных соглашениях и законах.

Основные принципы социального партнерства

С помощью гражданского сотрудничества сглаживаются противоречия социально-трудовой сферы. Невозможно урегулировать господствующую частную собственность, в условиях соперничества труда и капитала.

Без основных принципов, на которых основано социальное партнерство, не достигнуть настоящего эффекта в любой деятельности общества:

  • равноправия между сторонами, вправе каждого инициировать переговорный процесс;
  • взаимоуважения с учетом интересов партнеров;
  • заинтересованности участников в договоренности;
  • государство содействует и укрепляет развитие демократических отношений;
  • фигуранты соблюдают утверждения из законодательства, нормативные акты по трудовому праву, выполняют требования подписанных соглашений;
  • полномочия представителей подтверждают документально протоколом, приказом;
  • рассматриваются любые вопросы из производственной сферы в соответствии с ТК;
  • обязательства принимаются в добровольном порядке, угрозы и принуждения исключены;
  • фискальные, надзорные органы контролируют выполнение коллективного договора;
  • на стороны накладывается ответственность за нарушения в трудовых соглашениях.

Когда нужно проводить индексацию заработной платы? Смотрите тут.

Для следования в соответствии с принципами существует порядок, где властвует закон и право, всегда видны внешние проявления взаимодействий в обществе.

Уровни

Прежде всего, ТК разделяет социальное партнерство по уровням:

  • федеральным – регулирующим отношения;
  • региональным – устанавливающих порядок в районах;
  • отраслевым – управляющим конкретной отраслью;
  • территориальным – функционирующим в населенном пункте;
  • локальным – работающим на определенном предприятии.

Что такое социальное партнерство? Смотрите видео:

Формы

Взаимоотношения на любом уровне должны осуществляться на основании законодательных актов, а деловая, экономическая деятельность представлена в следующих формах:

  • договора составляются в условиях коллективных переговоров;
  • проведение взаимных консультаций в случае споров профсоюза с работодателем;
  • совместное управление предприятием рабочими, профсоюзом во главе администрации;
  • примирение в досудебном порядке работников с работодателями.

В чем выражено социальное партнерство в социальной сфере

Двусторонним типом деловых отношений служат мирные переговоры между руководством и его сотрудниками в организации.

При этом персонал заинтересован:

  • в стабильности графика работы;
  • достойной оплаты труда;
  • оптимальном соотношении выполненного объёма работ и вознаграждений;
  • социальных привилегий.

Руководитель старается осуществить:

  1. Получение максимальной прибыли.
  2. Снижение затрат.
  3. Оптимизации производственных процессов.

Что такое социальное партнерство в социальной сфере? Фото: ppt-online.org

Каждая составляющая общества в своем противостоянии между разными целями, но единым консенсусом в итоге добивается своего результата – удовлетворения в борьбе социального партнерства.

Результат нестабильности

В условиях нестабильных отношений между двумя противоположными сторонами проявляется равнодушие к интересам своего партнера в производственной деятельности.

В результате:

  • снижается прибыль;
  • уходят инвесторы;
  • ухудшаются условия труда.

Если производительность невозможно повысить, спорную ситуацию разрешить двусторонним порядком, подключают третью сторону – государство.

Субъекты тоже создают свои комиссии, которые действуют по законам и локальным распоряжениям от местных органов.

Представление о социальной системе

Социальным менеджментом служит ключевое понятие, которым управляет:

  • целенаправленность;
  • иерархическая лестница;
  • управление в совокупности с синергией.

Что грозит работодателю при нарушении ТК? Узнаете здесь.

Гражданственной организацией, как высшего уровня в развитии муниципальной системы, образуется механизм для разрешения возникших в обществе проблем, с помощью которого стремятся достигнуть своих замыслов.

Они в виде целостного образования могут включать в себя:

  • социальную группу;
  • общность;
  • отдельное общество;
  • и даже мировое сообщество.

Как применяется социальное партнерство в социальной сфере? Ответ в видео:

Сотрудников определенной организации, связанных совместным рабочим процессом, социологи рассматривают, как разновидность социальной системы.

Кроме всего система наделена характерными чертами с неопределенным функционированием и границами управления.

Распределение организационных структур

В социальной организации главным направлением является достижение цели. Под организацией следует понимать выполнение конкретных задач в общественном управлении, над ними работают объединенные в группу люди, их труд разделен на выполнение отдельных обязанностей.

Образования, которые в обществе называют организациями, представляют собой разделенные по отраслям социальные сферы.

К ним принадлежат подразделения, которые действуют в индустрии:

  • образовательной;
  • культурной;
  • туристической;
  • спортивной;
  • в области искусства или здравоохранения;
  • отдыха;
  • научной;
  • ЖКХ.

Как величина МРОТ влияет на зарплаты в России? Подробнее по ссылке.

Создают подобные предприятия госорганами РФ, и её субъектами.

Какие намерения раскрывает

Особая форма сотрудничества в круге данной деятельности носит не коммерческий характер. Расходы на обеспечение берут соответствующие бюджеты по сметам.

Целью данного направления может служить благополучие в сфере:

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурной;
  • образовательной.

Работа подобного общества может быть организована в виде предпринимательского бизнеса, который не мешает основной структуре, а помогает своими доходами.

Чем живет и как действует

Три взаимосвязанных процесса придают жизнедеятельность социальной организации.

К ним относятся:

  • ресурсы, полученные со стороны;
  • сторонние предприятия, доходы которых идут для поддержания работоспособности;
  • положительный результат, переданный внешней среде.

Принципы социального партнерства. Фото: ppt-online.org

Партнерство и цель

Подобное партнерство преследует единственную цель – согласованные интересы рабочих и руководителей предприятий.

Где рабочие мероприятия, проводятся в обоюдной договоренности, позволяют увеличить производительность труда и в результате получить максимальную прибыль.

Соглашения между субъектами в трудовых отношениях определяет круг гарантий, они необходимы для соблюдения прав наемного персонала.

Развивать мирное эффективное сотрудничество можно с помощью договоров, совместных программ с материальным уклоном, которые станут стимулом для производственных достижений.

Заключение

Соревнования в спорте, на производстве, в быту, прочно вошли в нашу жизнь еще в прошлом веке. Подобная традиция несет позитивный характер.

Люди соревнуются городами и районами, организациями, медучреждениями и учебными заведениями, где социальное партнерство стоит во главе мероприятий. Целью этих слаженных действий в работе является достижение рекордных результатов, претворение в жизнь планов.

Что такое социальное партнерство и его правовое регулирование

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, сложившуюся между работниками, организациями-работодателями и органами власти (государственной, самоуправления) и представителями каждой из сторон.

Такая система направлена на обеспечение интересов и их согласование по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (23-я статья ТК РФ).

На каких принципах базируется

Рассматриваемое понятие основано на следующих принципах:

  • равноправие всех сторон-участников взаимоотношений;
  • уважительное отношение к участникам и учет интересов последних;
  • всеобщая заинтересованность в поддержании договорных отношений;
  • укрепление (развитие) демократического партнерства, основанное на поддержке и содействии государства;
  • наделение представителей сторон соответствующими полномочиями;
  • добровольность и реальность обязательств, которые предполагаются к принятию сторон;
  • обязательность и контроль над исполнением условий коллективных соглашений (договоров) и вытекаемая отсюда ответственность, связанная с неисполнением этих соглашений сторонами либо их представителями;
  • лояльность и свобода выбора, соблюдаемые при обсуждении вопросов, имеющих отношение к сфере труда;
  • соблюдение обязательных норм трудового законодательства, иных нормативно-правовых актов, оговаривающих нормы трудового права.

В каких формах выражается

Социальное партнерство находит свое отражение в следующих формах:

  • осуществление коллективных переговоров, связанных как с подготовкой проектов, так и с непосредственным заключением коллективных соглашений (договоров);
  • проведение взаимных консультаций, затрагивающих вопросы регулирования трудовых отношений либо таковых, что непосредственно связаны с ними, а также гарантийного обеспечения прав работников на труд и оптимизации трудового законодательства;
  • обеспечение участия работников в осуществлении управления организацией, а также в досудебном разрешении трудовых споров.

Коллективные соглашения и договоры рассматриваются в качестве правовых форм рассматриваемого партнерства.

Кроме того, проявление социального партнерства на практике может затрагивать и другие формы, устанавливаемые его сторонами (представителями сторон).

Пятиуровневая система регулирования и ее органы

В целом система рассматриваемого партнерства включает в себя пять уровней, каждый из которых устанавливает свои основы регулирования трудовых отношений. Это федеральный (охватывает территорию РФ), региональный (для субъектов РФ), отраслевой (для отдельных отраслей), территориальный (для муниципальных образований) и на уровне организаций.

В число органов социального партнерства входят комиссии, предназначение которых связано с регулированием социально-трудовых отношений, которые формируются на всех уровнях и имеют под собой равноправную основу из представителей всех сторон-участников.

В качестве примера созданной на федеральном уровне постоянной действующей комиссии можно привести Российскую трехстороннюю комиссию, в членстве которой состоят представители правительства РФ и общероссийских объединений – профсоюзов и работодателей.

На уровне субъектов РФ допускается создание трехсторонних комиссий, деятельность которых по координации социально-трудовых отношений осуществляется с учетом законодательства этих субъектов.

Территориальные комиссии (районные, городские) должны действовать с учетом положений законов субъектов РФ, а также положений об их создании, утверждение которых происходило с участием представительных органов местного самоуправления.

Создание отраслевых комиссий в целях подготовки соответствующих соглашений (заключений) может производиться как на уровне субъектов РФ, так и на федеральном.

Социальное партнерство в сфере образования – виды, задачи

Социальное партнерство в сфере образования, опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.
Читайте также:  Что сдать в аренду чтобы заработать

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году».

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

19. Понятие социального партнерства. Принципы, система и формы социального партнерства.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Основными принципами социального партнерства являются:

– уважение и учет интересов сторон;

– заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

– добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

– реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

– обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

– контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство осуществляется в следующих организационных формах:

– коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

– взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

– участие работников, их представителей в управлении организацией;

– участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В качестве правовых форм партнерства выступают коллективные договоры и соглашения.

Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями.

Система социального партнерства состоит из пяти уровней:

1) федеральный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в РФ);

2) региональный (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в субъектах РФ);

3) отраслевой (устанавливает основы регулирования трудовых отношений в отрасли (отраслях);

4) территориальный (устанавливает эти основы на уровне муниципального образования);

5) уровень организации (устанавливает конфетные обязательства сторон трудовых отношений в организации).

Читайте также:  Сколько гражданин казахстана может находиться в России

20. Органы социального партнерства.

Органами социального партнерства являются комиссии по регули­рованию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального парт­нерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссий­ского объединения профсоюзов, общероссийского объединения рабо­тодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Зако­ном РФ от 1 мая 1999 г.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осу­ществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы С. п. впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ. К основным принципам С. п. относятся:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в управлении и развитии С. п. на демократической основе;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

ТК РФ впервые дает законодательное определение понятия “социальное партнерство”, отсутствующее в законодательных актах западных стран. МОТ также предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно “социальный диалог”. Для такого подхода есть основания, ибо термин “партнерство” затушевывает внутреннюю противоречивость взаимоотношений работника и работодателя.

Создание С. п. Основой создания системы С. п. в России явился Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)”. Данным Указом было введено в практику ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профессиональных союзов и предпринимателей. Также было признано целесообразным начиная с 1991 г. заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей).

Для заключения генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (ФЗ от 1 мая 1999 г. “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”).

С. п. выражается в совместной деятельности субъектов трудовых отношений, в консультациях и сотрудничестве между наемными работниками (их, как правило, представляют профсоюзы) и работодателями на разных уровнях по поводу определения (установления) взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. С. п., включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, органически входит в систему основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами С. п. являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Наниматель и наемные работники имеют общий интерес. Оба партнера заинтересованы прежде всего в функционировании самого производства как необходимом условии их существования и жизнеобеспечения. Зафиксированные в ходе договорных отношений условия найма работника (размер заработной платы, условия оплаты, продолжительность отпусков, дополнительные социальные льготы) позволяют работодателю заранее планировать издержки производства и предполагаемую прибыль. Для работника они являются определенными гарантиями удовлетворения его собственных интересов. Все это создает предпосылки взаимного согласия и повышения эффективности труда, что служит интересам всего общества. По мере роста эффективности экономической деятельности появляются возможности для повышения социальных гарантий и их закрепления в договорах.

Каждая из сторон трудовых отношений может направить письменное требование др. стороне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения).

В соответствии с ТК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами С. п. в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, а также в др. случаях, предусмотренных федеральными законами. Они участвуют в С. п. и в роли гаранта, контролера, арбитра и законодателя.

Государство призвано обеспечить эффективное функционирование системы социально-трудовых отношений. Как независимый регулятор социально-трудовых отношений государство должно быть организатором и координатором переговоров, арбитром при разрешении конфликтов. Государство устанавливает юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей, формирует законодательную базу функционирования системы С. п. Государство является одним из крупных собственников, его политика в государственном секторе оказывает большое влияние на трудовые отношения в целом.

Представители работников в С. п. (согласно ст. 29 ТК РФ):

профессиональные союзы и их объединения;

иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П) отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе С. п. и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзы имеют право:

участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

на паритетных началах участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др. фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также контролировать использование средств этих фондов, уставы (положения) которых утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами;

организовывать и проводить оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей; размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов;

взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта;

выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации;

иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией;

бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам;

обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями;

быть учредителями средств массовой информации.

Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с др. представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества. Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Система С. п. включает следующие уровни:

федеральный уровень, устанавливающий в РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

региональный уровень, устанавливающий в субъекте РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

отраслевой уровень, устанавливающий в отрасли (отраслях) основы регулирования отношений в сфере труда;

территориальный уровень, устанавливающий в муниципальном образовании основы регулирования отношений в сфере труда;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формы осуществления С. п.:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участие работников, их представителей в управлении организацией;

участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В области охраны труда С. п. выражается:

в содействии общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ;

совместном с профсоюзами расследовании несчастных случаев на производстве (ст. 227—231 ТК РФ);

координации деятельности в области ОТ, охраны окружающей природной среды и др. видов экономической и социальной деятельности;

обеспечении согласованных действий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам ОТ (ст. 210 ТК РФ).

Профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам ОТ и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и др. актов, регламентирующих вопросы ОТ, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, а также право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

На С. п. в области ОТ направлена работа Межведомственной комиссии по охране труда.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

Смотреть что такое “СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО” в других словарях:

Социальное Партнерство — См. Партнерство социальное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Читайте также:  Что такое паевой взнос

Социальное партнерство — в сфере труда (далее социальное партнерство) система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная… … Официальная терминология

Социальное партнерство — (Social partnership) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), а также органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленная на… … Экономико-математический словарь

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Юридическая энциклопедия

Социальное партнерство — Система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Социальное партнерство — система мероприятий по обеспечению Сотрудничества наемных работников, работодателей и представителей органов государственной власти в целях согласования социально экономических интересов, Договорного урегулирования социально трудовых Отношений и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — – защита интересов в социально трудовых отношениях … Краткий словарь экономиста

Социальное партнерство в городе Москве — (далее социальное партнерство) система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение… … Официальная терминология

Социальное партнерство в сфере труда — является одним из приоритетных направлений государственной правовой политики в социально правовой сфере, принципом трудового права РФ (ст. 2 ТК РФ). С.п. в значительной степени определяет содержание современного трудового права и обеспечивает… … Большой юридический словарь

ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — ПАРТНЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ (от франц. le partenaire партнер, компаньон) тип социального взаимодействия, который характеризуется прежде всего способом регулирования общественных, прежде всего трудовых, отношений между большими группами и слоями… … Философская энциклопедия

Защита прав работников. Часть 38

Фото: Николай Федоров / архив “Солидарности”

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

18. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ СОЦПАРТНЕРСТВА

Понятие “социальное партнерство” (II раздел ТК РФ)

Социальное партнерство в сфере труда – система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

Одна из основных задач трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (ст. 1 ТК РФ). Среди основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (далее – трудовые отношения) есть такие (ст. 2 ТК РФ): обеспечение права работников участвовать в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании трудовых отношений.

Из системы норм статей 1, 2, 23 ТК РФ следует, что соцпартнерству как инструменту согласования интересов сторон государство отводит ключевую роль. Об этом свидетельствуют и основные принципы соцпартнерства, а именно (ст. 24 ТК РФ):

– равноправие, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии соцпартнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;

– реальность обязательств и добровольность их принятия;

– обязательность выполнения колдоговоров, соглашений, контроль за их выполнением;

– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине колдоговоров, соглашений.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства – работники и работодатели – уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ). Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем – представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст. 33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие объединения работодателей. Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей – при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей – организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ). Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный – в двух и больше субъектах РФ; региональный – в субъекте РФ; отраслевой – в отрасли (отраслях); территориальный – в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

– регулирование социально-трудовых отношений,

– ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

– заключение колдоговоров, соглашений,

– организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. Членами РТК являются по 30 представителей сторон – общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они работают в соответствии с законами субъектов РФ. В частности, в Москве – субъекте РФ – городским законом от 11.11.2009 № 4 “О социальном партнерстве в городе Москве” определена система соцпартнерства, одним из элементов которой является МТК – Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. МТК формируется правительством Москвы, объединениями профсоюзов Москвы, объединениями работодателей Москвы – на принципах согласия и из равного количества представителей каждой из сторон (не больше 15 человек от каждой), уполномоченных представленными сторонами (ст. 10 Закона Москвы о соцпартнерстве).

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, работающие в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Создание территориальных трехсторонних комиссий в Москве предусмотрено ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях соцпартнерства. Образование отраслевых (межотраслевых) трехсторонних комиссий предусмотрено и ст. 9 Закона Москвы о соцпартнерстве.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта колдоговора и заключения колдоговора. Деятельность комиссий по подготовке, заключению, контролю исполнения колдоговоров в организациях в Москве регулируется Законом Москвы о соцпартнерстве.

Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Ссылка на основную публикацию