Что входит в понятие авария

Что входит в понятие авария

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Содержание публикации:

  • ДТП. Определение понятия
  • Учет ДТП Росстатом
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
  • Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП
  • Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”)

Тождественное определение понятия “дорожно-транспортное происшествие” содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 “Об утверждении методологических положений по статистике транспорта” ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый – лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 “Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации”, утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также “иной вид ДТП“. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью “Бесконтактное ДТП. Судебная практика”

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли “пострадавший” автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что “из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие” (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, “дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” под термином “дорога” понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что “поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия – страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования”.

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

“4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость – расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, – фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)”.

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

Является ли аварийная ситуация типичным примером инцидента

Из-за юридической запутанности в действующем законодательстве Российской федерации в сфере безопасности производственных объектов возникает целый ряд спорных моментов и, как следствие, сложных судов. В таком случае российский суд исполняет работу страховых агентов, разбираясь детально в том, что именно произошло на производстве. Ведь от того, был ли это инцидент или авария, зависит материальная выплата пострадавшему.

Что такое инцидент и авария на опасном производственном объекте

В российском законодательстве действительно разделяют эти два похожих понятия. Согласно статье 1 федерального закона № 166-фз «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», авария на производстве – это разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и/или выброс опасных веществ.

Какое различие между двумя схожими понятиями

Инцидент: определение, промышленная безопасность

Понятие инцидента же характеризуется более общим смыслом, который потенциально может включать в себя и определение аварии, однако это не совсем так. Важно уметь отличать его от определения производственной аварии. Интерпретировать инцидент следует таким образом – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

Авария, инцидент, промышленная безопасность: определение

Но является ли аварийная ситуация типичным примером инцидента? Ответить на данный вопрос способен лишь суд, который должен учитывать все факторы произошедшего. Для лучшего понимания, что такое авария и инцидент на опасном производственном объекте, можно сравнить те или иные примеры инцидентов и аварий:

  • возгорание – аварией в данном примере будет ситуация, когда происшествие вызвало на производстве пожар или даже взрыв, что повлекло к обрушению конструкций или к травмам персонала. Если же ничего подобного не случилось, а произошел максимум срыв рабочего времени без вызова пожарных, то чрезвычайной ситуацию назвать нельзя, а значит это инцидент;

Пожар на заводе в США

  • обрушение несущих конструкций при строительных работах – здесь ситуация аналогичная. Если разрушения несут некритический характер и влияют лишь на потерю рабочего времени, то есть нет травмирования людей, то происшествию можно приписать термин инцидента.

Основная мысль понятна – в общем случае, авария несет более разрушительный характер, который прямо или косвенно касается причинению вреда определенному работнику. Оценивать это должна специальная комиссия, о чем будет сказано далее.

Действия и происшествия, влекущие за собой инцидент

Вопрос о том, что такое авария или инцидент на опасном производственном объекте, не такой запутанный сам по себе. Что действительно сложно, так это понять, почему и что привело к такому результату.

Важно! У такого происшествия, как инцидент, всегда находятся причины, почему оно возникло. К этому могут привести многие действия работника, а также различные сложившиеся ситуации, которые не зависели от человека.

Чаще всего отмечают следующие характерные ситуации:

  • халатное отношение трудящегося к процессу – наиболее распространенной ситуацией является именно человеческий фактор, когда работник не в состоянии грамотно оценить риск или просто не способен относиться серьезно к проделываемым действиям. Из-за подобного отношения и происходят инциденты;
  • еще одним ключевым фактором является опасность процесса. Надо понимать, что инцидент на производстве это в первую очередь нарушение техники безопасности конкретного предприятия, которую трудящиеся могу не соблюдать по самым разнообразным поводам, начиная от простого незнания ее и заканчивая нахождением в состоянии алкогольного опьянения;
  • независящие от человека факторы – непригодное техническое качество выданного оборудования, плохие погодные условия, случайное стечение обстоятельств и подобные вещи. Случаются истории, когда нельзя заранее предусмотреть все исходы, и винить работника в этом нет смысла;
  • некомпетентность кадров – нередки на практике моменты, когда уполномоченное лицо не справляется с должностными обязанностями, что срывает работу и приводит к различным инцидентам в компании. Данного пункта можно избежать, если проводить регулярные курсы повышения квалификации.
Читайте также:  Балансовая стоимость здания где посмотреть

Регулирующая и расследующая инциденты и аварии комиссия

Как и у любого происшествия в мире, у любых казусов на предприятии также должна быть правовая оценка, которая должна урегулировать ситуацию и ее последствия.

Важно! Сразу после проявления инцидента или аварии должна вызваться специальная комиссия, которую назначает генеральный совет директоров компании.

Согласно законодательству, в комиссию должно входить строго нечетное число уполномоченных лиц, чтобы в случае разногласий по поводу произошедшего не образовалась ситуация, когда мнения разделились ровно на две части. Такая проблема вызвала бы еще больше неприятностей и еще сильнее бы затормозила нахождение решения.

Первым делом созыва должно быть обозначение всех лиц, которые напрямую или косвенно были причастны к произошедшему. После опроса всех свидетелей комиссии следует оценить тяжесть ущерба, нанесенного работнику или предприятию, чтобы далее выписать предписание виновным с целью получения компенсации. Далее, если речь идет о повреждении конструкции, комиссия должна определить состояние предмета и выносит решение о дальнейшем использовании или ликвидации элемента, что завершает решение произошедшего.

Важно! Ключевым фактором в работе комиссии является правильность заполненного акта приема ситуации. В листе должно быть указано место, время, дата и все подробности произошедшего. Заносятся все лица, которые причастны к аварии или инциденту и его расследованию, а также план по устранению дефектов. В течение 10 дней после происшествия должны быть осуществлены все записанные в акте пункты по выявлению и решению проблемы.

Как не допустить инцидент и аварию

Важно уметь не только решать последствия происшествий, но и не допускать их.

Соблюдение ТБ – гарантия безопасности на производстве

Как следует из списка основных причин аварий и инцидентов, большинство из них можно предусмотреть и попробовать снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций:

  • на больших предприятиях обязательно должны проводиться курсы повышения квалификации с целью не только улучшения работы трудящихся, но и для повторения основных правил безопасности. Подобные проверки должны проводиться раз в полгода-год;
  • полное и бескомпромиссное соблюдение техники безопасности конкретного производства. Халатное отношение к опасным факторам предприятия и проводимым операциям могут быть критичны не только для конкретного работника, но и для окружающих;

Важно! Недопустимо нахождение в состоянии алкогольного или наркотического воздействия на производстве, ведь это является грубым нарушением всех положений о безопасности.

  • регулярная ревизия оборудования с целью выявления проблемных инструментов, нуждающихся в ремонте или вызывающих риск для здоровья трудящегося. Также со стороны работника должна исходить претензии и обращения к работодателю о неудовлетворительном качестве оборудования.

Кто разрабатывает и зачем нужно положение о порядке технического расследования причин происшествий

Согласно действующему законодательству РФ всем предприятиям, которые применяют в своих операциях опасные промышленные объекты, необходимо составить и принять ПТР, вне зависимости от классификации уровня опасности компании.

Комиссия по расследованию должна действовать согласно разработанному ПТР

Согласно законодательству, такое производство обязано:

  • информировать о произошедшем органы, регулирующие сферу промышленности, в срок, установленный законом;
  • анализировать произошедшее, найти причины инцидента или аварии, принять меры по ликвидации и недопущению повтора события.

Таким образом, предприятие должно всячески содействовать и помогать в следствии по делу произошедшего, а также придерживаться ПТР. Основные этапы положения регулируются приказом Ростехнадзора от 19.08.2011.

Важно! Указ от Ростехнадзора был изменен и с 15.08.2017 не требуется согласование ПТР.

Требуемое положение должно состоять из ключевых 5 пунктов:

  • терминология и классификация происшествий;
  • информация о самом положении – кем составлено, зачем нужно;
  • действия, проводимые комиссией по расследованию;
  • порядок проводимых анализов и заключений по техническому состоянию производства;
  • характеристика опасного объекта.

Таким образом, организация в содействии с сотрудниками должны принимать меры, способные предотвратить появление инцидентов и аварий. Однако если происшествие все-таки имело место, то необходимо действовать согласно порядку расследования причин с учетом всех правовых аспектов. Главное, соблюдать технику безопасности и следовать ноте закона для безопасного функционирования предприятия.

Авария

Авария – это:

1) в широком смысле – значительное повреждение, поломка, выход из строя, нарушение нормального режима работы чего-либо (несчастный случай, крупная неудача);

2) повреждение или разрушение сооружений и(или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

А., как правило, связывается с объектамии процессами в техносфере и трактуется как опасное техногенное происшествие.

Крупная А. с заданным уровнем человеческих жертв, заданной степенью повреждения объектов техносферы или среды жизнедеятельности является катастрофой. А. предшествует возникновение аварийной обстановки и аварийной ситуации.

Любой вид А. создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушению производственных помещений, сооружений, серьезному повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. А. может быть вызвана отказом технических средств, ошибками операторов и обслуживающего персонала (человеческий фактор), экстремальными внешними условиями и др. В отличие от катастрофы А. допускает возможность восстановления и дальнейшего использования технических средств. Как и для аварийных ситуаций, различают следующие виды аварий, характеризуемых возрастанием ущербов от них:

  • режимная авария, которая может возникнуть при штатном функционировании объекта с ограничением рабочих параметров, последствия от нее предсказуемые, защищенность – достаточная; после А. требуются (профилактические и ремонтные работы);
  • проектная авария, для которой проектом определены исходные и конечные контролируемые состояния объекта и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий А. установленными пределами; защищенность от проектных А. – частичная;
  • запроектная авария, которая вызывается неучитываемыми в проекте исходными событиями (отказом систем контроля, ошибками персонала, внешними воздействиями); степень защищенности от запроектной А. – недостаточная, с необходимостью в последующем проведения восстановительных работ;
  • гипотетическая авария. вводится в рассмотрение, когда заведомо неполным является анализ ее источников, сценариев и последствий в силу сложности объектов и непредсказуемости условий функционирования в условиях такой А.; гипотетическая А. характеризуется максимально возможными ущербами и жертвами; защищенность от нее низкая; после гипотетической А. объекты восстановлению не подлежат.

Общая характеристика аварий приведена в таблице.

Типы аварий, степень защищенности от них и мероприятия по защите и ликвидации их последствий

Типы аварийЗащищенностьХарактеристика мероприятий
Нормальные условия эксплуатацииПовышеннаяФункционирование всех систем защиты и управления
Режимная аварияДостаточнаяОграничение рабочих параметров, профилактика
Проектная аварияЧастичнаяЧастичный или полный останов. Ремонтно-восстановительные работы
Запроектная аварияНедостаточнаяОстанов объекта. Восстановительные работы
Гипотетическая аварияНизкаяОстанов объекта. Ремонту не подлежит

В зависимости от типа и назначения объекта, на котором произошла А., выделяют несколько ее видов – промышленная, транспортная, строительная, энергетическая.

Промышленная авария представляет собой разрушение сооружений и (или) технических устройств на производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Транспортная авария является происшествием на транспорте, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде. По видам транспорта, на котором она произошла, различают железнодорожную, автомобильную, авиационную и др. виды А.

Строительная авария происходит на строительных объектах, сопровождается разрушением зданий и сооружений, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям.

Энергетическая авария происходит в системе генерации, транспортирования и использования (электрической и тепловой) энергии в гражданском, промышленном и оборонном комплексах.

По поражающим факторам выделяют аварии биологическую, радиационную; химическую; экологическую.

Биологическая авария – относится к группе опасных происшествий на объектах биотехнологических производств, сопровождающихся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей среды.

Радиационная авария – опасное происшествие на радиационно-опасном объекте, сопровождающаяся выбросом (разливом) радиоактивных веществ и(или) выходом ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

Химическая авария – рассматривается как опасное происшествие на химически опасном объекте, сопровождающееся проливом или выбросом опасных химических веществ, способное привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, с.-х. животных и растений или к химическому заражению окружающей среды.

Экологическая авария – представляет собой А. в системе «человек-машина-среда», не предусмотренную действующими технологическими регламентами и правилами и сопровождающуюся существенным увеличением воздействия на окружающую среду.

При анализе аварий большое внимание уделяется таким вопросам, как: определение источников А., построение сценариев и определение механизмов развития опасных процессов в критических элементах рассматриваемых объектов, изучение повреждающих факторов внутренних и внешних воздействий, прогнозирование последствий А. и построение систем их парирования.

Результатом такого анализа является построение номенклатуры, последовательности и тяжести А. для заданного объекта или процесса, создание систем и механизмов противоаварийной защиты, а также разработка программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих в условиях аварийной обстановки и аварийной ситуации. Инструктаж, тренинг, аттестация и страхование являются одними из действующих способов повышения готовности и защиты операторов и персонала от А.

К числу организационно-технических предупреждений А. относятся: разработка норм и правил проектирования, создания, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации потенциально опасных оборудования и материалов, использование специальных конструкторско-технологических решений по противоаварийной защите, по диагностическим и ремонтно-восстановительным работам. При этом научной базой всего комплекса антиаварийных мероприятий является теория рисков начиная от рисков аварийных происшествий на заданном объекте до системных рисков аварий в отраслях и комплексах.

Источник: Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность промышленного комплекса — М., 2002.

АВАРИЯ

Найдено 16 определений термина АВАРИЯ

АВАРИЯ

итал. avaria, от араб, авар повреждение, ущерб), выход из строя, повреждение какого—либо механизма, машины и т. п. Термин используется в дорожно—транспортных экспертизах.

АВАРИЯ

Такая поломка техники, которая приводит ее не только в неработоспособное состояние, но и требует непланового ремонта Безопасность и надежность. М.: СИП РИА, 2003

Авария

разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ, ст.1

АВАРИЯ

ит. avaria — повреждение, ущерб) — происшествие, в результате которого повреждена или разрушена техника без гибели людей; разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

АВАРИЯ

ит. avaria – повреждение, ущерб) – 1) выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы; 2) в морском праве – убытки, возникшие в связи с намеренно (общая А.) или ненамеренно (частная А.) нанесенным судну, грузу ущербом; 3) в страховании от пожара – уменьшение выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

авария

опасное событие, состоящее во внезапном разрушении каких-либо элементов технических устройств и/или строительных сооружений или в опасном нарушении нормального режима работы или течения каких-либо процессов. Зачастую авария (аварийная обстановка, аварийный режим) создает угрозу жизни или здоровью человека и/или окружающей природе.

Авария (Управление аварией)

Принятие комплекса мер во время развития последовательности событий запроектной аварии: – с целью предотвращения эскалации данного события в тяжелую аварию; – с целью смягчения последствий тяжелой аварии; – с целью достижения долгосрочного безопасного стабильного состояния. Серия изданий по безопасности NS-R-2 МАГАТЭ, Вена,1997-2006

АВАРИЯ

от итал.avaria – повреждение, ущерб А. Выход из строя, поломка, повреждение, сбой, нарушение нормального ритма работы. Б. В морском праве – убытки, возникшие в связи с ущербом, намеренно или ненамеренно нанесенным транспортному средству, грузу в процессе перевозки. В. В страховании обозначают уменьшением выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

АВАРИЯ

Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. Примечание. Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, является катастрофой ГОСТ Р 22.1.12-2005

Авария

разрушение зданий, сооружений и (или) технических

устройств, применяемых на опасном производственном объекте,

неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.

(Порядок разработки декларации безопасности производственных

объектов Республики Беларусь, утв. приказом Комитета по надзору за

безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике

при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Авария

событие, происшедшее с опасным грузом или транспортным

средством, перевозящим такой груз (взрыв, загорание, утечка,

просыпание опасного вещества, повреждение тары или иное событие),

которое повлекло гибель людей или причинило вред их здоровью,

окружающей среде и материальным ценностям.

(“Порядок взаимодействия всех заинтересованных при осуществлении

контроля за обеспечением безопасной перевозки опасных грузов

автомобильным транспортом”, утв. Министерством по чрезвычайным

ситуациям Республики Беларусь 30.06.98 г.)

АВАРИЯ

ит. avaria, от араб. авар – повреждение, ущерб) – 1) ущерб и убытки, причиненные транспортному средству, грузу и фрахту в процессе перевозки; 2) в страховании от пожара – сумма, на которую уменьшается выплата страхового возмещения вследствие недострахования; 3) в морском праве – убытки, причиненные судну, грузу или фрахту (см. Общая авария, Частная авария). В российском законодательстве вопросы общей и частной аварии регулируются КТМ РФ. В международной торговле общие правила регулирования в основном касаются отношений, возникающих в связи с общей аварией.

АВАРИЯ

1) разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде. А. может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом (разливом) радиоактивных, химических и биологических веществ, приводящих, собственно, к радиоактивному и химическому загрязнению, биологическому заражению окружающей среды, к радиоактивному облучению (химическому и биологическому поражению) персонала и населения; 2) ситуация (в биосфере или техносфере), в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонение состояния здоровья человека и (или) состояния окружающей среды от их среднестатистического значения.

Читайте также:  Что можно использовать для самообороны

АВАРИЯ

ит. avaria, от араб. авар – повреждение, ущерб) – в морском праве – определенные случаи убытков, подразделяемых на общую и частную А. Под общей А. признаются убытки, которые были понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Сущность общей А. состоит в том, что жертвуется часть ради спасения общего, целого. Признаки, при наличии которых те или иные убытки могут быть признаны общей А.: а) намеренность и разумность действий, вызвавших убытки; б) чрезвычайный характер этих убытков; в) общая для судна, груза и фрахта опасность, во избежание которой были совершены эти действия (ст. 284 КТМ).

Под намеренным причинением убытков подразумеваются сознательные действия человека, например намеренная, добровольная посадка судна на мель. Разумный характер причинения заключается в том, что причинением меньших убытков удалось предотвратить их возникновение в больших размерах. Оценка разумности зависит от конкретных обстоятельств, при которых они возникли. Чрезвычайными признаются такие расходы, которые обычно не возникают при нормальных условиях плавания судна. К ним относятся убытки, причиненные: выбрасыванием груза за борт; повреждением .судна или груза при принятии мер общего спасания; намеренной посадкой судна на мель; при тушении пожара, включая убытки от затопления горящего судна;

расходами по найму лихтеров и перегрузке груза, топлива и т.д. на лихтеры и обратно в случае посадки на мель; повреждением двигателей, других машин и котлов при снятии судна с мели.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий возникшие убытки относятся не к общей, а к частной А. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение. Например, подгнившие овощи выбрасываются за борт для предотвращения порчи всех перевозимых овощей и т.п.

АВАРИЯ

морская) – в торговом мореплавании причиненный судну или грузу ущерб, а также понесенные для его предотвращения расходы. Морское право различает А. общую и частную.

Общая А. определяется 3 признаками: 1) намеренностью и разумностью действий, причинивших убытки; 2) их чрезвычайным характером, выражающимся в том, что эти действия выходят за пределы круга обычных действий, совершаемых в нормальных условиях плавания, и 3) совершением действий в целях спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности. Цель сознательного причинения ущерба, составляющего общую А., состоит в том, чтобы посредством действий, причиняющих меньшие убытки, предотвратить наступление убытков более значительных – гибель судна и груза. Соответственно к общей А. относятся, напр., убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или судовых пряпасзв для уменьшения осадки судна в целях снятия его с мели, расходы, связанные с заходом судна в порт-убежище, расходы по уплате спасательного вознаграждения за оказание помощи судну и т. п. Убытки, составляющие общую А., распределяются между владельцами судна, груза и фрахта соразмерно стоимости судна, груза и суммы фрахта. Такой порядок распределения убытков, составляющих общую А., вызван условиями торгового мореплавания, создающими общность интересов владельцев судна, фрахта и груза при наступлении морских опасностей. Расчет убытков и их распределение между владельцами судна, фрахта и груза производятся состоящими при Всесоюзной торговой палате диспашерами, составляющими документ, именуемый диспашей.

Убытки по судну, фрахту и грузу, не подпадающие под вышеуказанные 3 признака, не являются общей А., а составляют частную А. При частной А. убытки не подлежат распределению, и их несет тот, кто их потерпел. При этом потерпевшему принадлежит право взыскать убытки с лица, виновного в их причинении. В Кодексе торгового мореплавания СССР вопросы общей и частной А. составляют содержание гл. VII «Об общей и частной аварии» и приложения VIII «О диспашерах, о порядке составления диспаш и о морских протестах». См. Перевозка морская.

АВАРИЯ

в морском праве) — убытки, понесенные в связи с какой-либо морской опасностью. Существование института А. обусловлено опасностями и случайностями мореплавания. Различаются А. общая и частная. О б щ е й А. признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях спасения судна, фрахта (права на его получение полностью или в части) и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Для признания убытков общеаварийными необходимо наличие всех охватываемых данным понятием условий (признаков): а) убытки явились следствием намеренно и разумно причиненного вреда грузу и (или) судну и (или) фрахту; б) чрезвычайный характер расходов и пожертвований с целью спасения судна, груза и фрахта; в) опасность угрожала как грузу, так и судну и фрахту Если имели место все вышеперечисленные условия, убытки подлежат распределению между судном (судовладельцем), грузом (грузовладельцем) и фрахтом соразмерно их стоимости независимо от причинения ущерба только судну или только грузу. Смысл общей А. состоит в том, чтобы предпринять необходимые меры для спасения большего имущественного интереса (судна и груза) путем пожертвования малым имущественным интересом (например, частью груза). Перечень убытков, относимых к общеаварийным, предусмотрен в КТМ РФ, нормы которого носят диспозитивный характер, т.е. применяются, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Эти нормы формировались на основе обычаев торгового мореплавания, кодифицированных особым международно- правовым актом — Йорк-Антверпенскими правилами, первая редакция которых была разработана в Йорке (Великобритания) в 1864 и пересмотрена в Антверпене в 1877. Наиболее распространена редакция 1950 и 1974. Йорк-Антверпенские правила не являются международно-правовым договором. Их применение обеспечивается путем включения в национальные морские законы. Условия об общей А. включаются также в каждом конкретном случае в чартер или коносамент. Расходы, произведенные в интересах одного из участников перевозки, к общеаварийным не относятся. Их несет тот, кто их потерпел, либо ответственный за их причинение. Такие убытки признаются ч а с т н о й А. (например, убытки от выброшенного за борт самовозгоревшегося груза или причиненные при тушении пожара частям судна, охваченным огнем). Процесс распределения общей А. между судном, грузом и фрахтом, как правило, весьма сложен и поэтому нередко требует участия специальных экспертов- диспашеров, которые состоят при торгово-промышленных палатах и действуют на основании утвержденных Т ПП РФ положений о них. По заявлению заинтересованной стороны и представленным материалам составляется расчет по общей А , именуемый диспашей. Диспаша может быть обжалована в судебном порядке в установленный законом срок. По истечении этого срока либо после отказа суда удовлетворить заявление об отмене диспаши она вступает в законную силу и подлежит исполнению наравне с другими исполнительными документами (в т.ч. выдаваемыми судами). Лит.: Бойцов Ф.С., Иванов Г.Г., Маковский АЛ. Морское право. М., 1985; Иванов Г.Г., Маковский АЛ. Международное частное морское право. Л., 1984. Т.Е. Абова

Найдено схем по теме АВАРИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме АВАРИЯ — 0

Найдено книг по теме АВАРИЯ — 0

Найдено презентаций по теме АВАРИЯ — 0

Найдено рефератов по теме АВАРИЯ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Что входит в понятие авария

Авария У этого термина существуют и другие значения, см. Авария (значения). Ава́рия — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на..

Дайте пожалуйста полное определение понятиям авария и катастрофа.

Антон довгаль

Ава́рия — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ

Катастро́фа (от др. -греч. καταστροφή «переворот, ниспровержение; смерть» ) — происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.

С чистого

“Учительница начальных классов спрашивает Вовочку, -Что такое катастрофа? И привести примеры на эту тему.
Вовочка отвечает, -Шли два барашка через речку по брёвнышку и вдруг брёвнышко сломалось и барашки утонули.
-Нет, Вовочка, это не катастрофа а беда. А катастрофа, к примеру летит правительство на самолёте и самолёт разбивается в месте со всеми пассажирами. Понял?
-Понял. Если самолёт упал с правительством, то это не беда.)))

Методическое пособие по промышленной безопасности

2005 Темы программы «промышленная безопасность»

1. Базовые понятия промышленной безопасности Вопросы к теме

Основной нормативный правовой акт:

 Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 № 116-ФЗ.

  1. Понятие “промышленная безопасность”

Промышленная безопасность опасных производственных объектов состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (из ст.1 ФЗ “О промышленной безопасности”).

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Установлено 5 категорий опасных производственных объектов. Это объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Авария это:

Ава́рия — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.[1]

Условия возникновения и последствия аварий

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

ДТП с военным грузовиком

Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный исто́чник электроэне́ргии — источник электроэнергии, предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освеще́ние — освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).

Техногенные аварии и катастрофы

В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы.[источник не указан 769 дней]

Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Причиной техногенных аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Основными причинами всех техногенных катастроф являются:

  • Человеческий фактор.
  • Обученность человека.
  • Отношение человека к работе.
  • Трудовая дисциплина.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Меры предотвращения

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Читайте также:  Как кассиры обманывают покупателей

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

  • Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.
  • Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.
  • Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.
  • Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.
  • Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.
  • Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

Официальное толкование

Правовые акты

  • Пункт 1 Рекомендаций по составлению донесения о чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями (утверждённых Приказом Госкомэкологии РФ от № 120 «Об упорядочении представления территориальными органами Госкомэкологии России информации о чрезвычайных ситуациях»).
  • Статья 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от № 116-ФЗ.
  • ГОСТ Р 22 0 05—94.
  • Пункты 1.3, 8 Международной конвенции по поиску и спасанию на море (Гамбург, ).
  • Статья 97 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ.
  • Пункт 8.1 МГСН —99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению» (утв. постановлением правительства Москвы № 138 от ).
  • Пункт 6 правила 3 главы Н-1 Консолидированного текста Конвенции СОЛАС-74 (Лондон, ).
  • Пункт 1 Указаний ГТК РФ «О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам» от № 01—4/1161.

В авиации

«Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ» содержат следующее определение:

. Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) — авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.[2]

См. также

  • Взрыв
  • Катастрофа
  • Стихийное бедствие
  • Экологический ущерб
  • Экология
  • Диспаша
  • Аварийная защита
  • Аварийная ситуация

Примечания

  1. ФЗ РФ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  2. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в РФ (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. № 609). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Вопросы и ответы

ПДД оговаривает, что ДТП – это событие, возникшее в процессе движения ПО ДОРОГЕ ТС.

Понятие ДОРОГА также конкретно описано в ПДД.

Можно ли считать ДТП событие (легкое повреждение другого ТС), произошедшее на территории, не подпадающей под определение “дорога” (территория, примыкающая к автомойке и находящаяся в 70-100 метрах от дороги)?

В соответствии с ПДД – «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. «Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. Насколько я понимаю, территория, прилегающая к автомойке, приспособлена для передвижения ТС, имеет проезжую часть, а значит, имеет признак дороги, на которой и произошло столкновение ТС

Евгений, Мой ответ — НЕТ. На прилегающей территории ДОРОЖНО-транспортного происшествия произойти не может!

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникающее в процессе ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Прилегающая территория» — территория, непосредственно ПРИЛЕГАЮЩАЯ К ДОРОГЕ и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Практически всегда прилегающей территорией считаются заезды/выезды на АЗС, автостоянку, во двор, в гаражный массив.

Однозначного ответа на вопрос: является ли ДТП столкновение автомобилей на прилегающей территории, просто не существует. Даже суды решают по-разному, есть решения о том, что все-таки это ДТП, и есть обратные.

Однако же, если вы задели припаркованный автомобиль на территории АЗС или на любой другой прилегающей территории, вы должны действовать так же, как при любом другом ДТП. Любое иное поведение может быть нарушением, квалифицирующимся по Статье 12.27 Кодекса.

Вы ведь юрист, правда? Вы ведь в курсе, что юрист оперирует юридическими нормами, а не «понятиями»?

Так вот, из юридических норм следует, что ДТП возможно только на дороге. А на прилегающей территории будет что угодно, хоть маленькое недоразумение, хоть большое, но не ДТП.

Что само по себе не отменяет ни гражданской ответственности виновного водителя, ни возможности квалифицировать его действия в соответствии с уголовным или административным законодательством. Поэтому патетически вскрикивать и заламывать руки не нужно. Безнаказанным такое событие не останется.

Именно потому, что нужно оперировать юридическими формулировками, в Законе об ОСАГО, например, указано, что страховой случай — это событие, наступившее вследствие использования транспортного средства. А использование — это эксплуатация как на дорогах, так и вне их.

А знаете почему такие формулировки появились в законе? Потому что юридически была дыра — отказывались страховщики платить за повреждения на прилегающих территориях. Знаете почему? Потому что юридически это ни хрена не ДТП.

Но вместо того, чтобы латать дыру в ПДД и в КРФобАП в части ответственности за оставление места ДТП, в нашем государстве все делается через одно место.

И вопрос топикстаретра был вызван скорее всего тем, что где-то в районе АЗС он стукнул чужую машину и слинял, а когда встал вопрос об ответственности — пытается от нее уйти через юридические формулировки.

И мысль его в целом правильная — нет ответственности за оставление места столкновения вне дороги. Де-юре нет.

А де-факто есть, ибо Пленум ВС не так давно распинался на тему, что любое столкновение (наезд) хоть в поле — это ДТП, подлежащее оформлению со всеми вытекающими.

Глупость, конечно, с точки зрения юриспруденции.

Но такое государство. Вместо того, чтобы закон править, выписывают сомнительные указания на тему как его трактовать.

На стоянке въехала в машину. Не вышла, не посмотрела. У меня была беременная сестра на 9м месяце, плохо себя чувствовавшая. Ее нужно было довезти срочно до дома, поэтому я уехала. На следующий день связалась с ГИБДД, меня уже искали. Завтра давать показания. Рассказать все как есть – уехала, потому что испугалась за сестру или сказать, что я не почувствовала столкновения, думала просто коснулась машины. Имеет какое-то значение при решении: оставила я место аварии или не поняла, что это авария?

В вашей ситуации действия будут расценены, как оставление места ДТП по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ. Это лишение прав от одного года до полутора. Тут вряд ли что-то можно уже сделать.

Если есть вопросы или необходима помощь в составлении документов, обращайтесь в чате. Предоставление дополнительной информации, а также составление любых документов правового характера, как правило, осуществляется на платной основе, всё по договорённости.

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

что входит в понятие “причинение тяжкого вреда здоровью человека”, понятие “легкого и средней тяжести” разяъснено у вас на сайте, а это нет

Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 (ред. от 17.11.2011) «Об
утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью
человека»:

4. Квалифицирующими признаками тяжести вреда, причиненного
здоровью человека, являются:

а) в отношении тяжкого вреда:

вред, опасный для жизни человека;

потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата
органом его функций;

заболевание наркоманией либо токсикоманией;

неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем
на одну треть;

полная утрата профессиональной
трудоспособности;

б) в отношении средней тяжести вреда:
длительное расстройство здоровья;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на
одну треть;

в) в отношении легкого вреда:
кратковременное расстройство здоровья;
незначительная стойкая утрата общей
трудоспособности.

АВАРИЯ

Найдено 11 определений термина АВАРИЯ

АВАРИЯ

В страховании океанских и морских перевозок: частичные убытки, причиненные судну, грузу или фрахту при морской перевозке грузов.

АВАРИЯ

разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

АВАРИЯ

1) ущерб и убытки, причиненные транспортному средству, грузу и фрахту в процессе перевозки; 2) в страховании от пожара – уменьшение выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

АВАРИЯ

1) выход чего-либо из строя, нарушение нормального ритма работы; 2) в морском праве – убытки, возникшие в связи с намеренно (общая авария) или ненамеренно (частная авария) нанесенным судну, грузу ущербом.

АВАРИЯ

accident) происшествие, связанное с потерями и убытками, а также чрезвычайными расходами, произведенными в целях предохранения или спасения судна, груза и фрахта от опасности. В соответствии с природой этих убытков и принципом распределения ответственности выделяют общую аварию и частную аварию.

АВАРИЯ

1. ущерб и убытки, причиненные транспортному средству, грузу и фрахту в процессе перевозки. В зависимости от характера и принципов распределения убытков между участниками морской перевозки авария подразделяется на общую аварию и частную аварию; 2. в страховании от пожара является уменьшением выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

Авария

от итал.avaria – повреждение, ущерб А

Выход из строя, поломка, повреждение, сбой, нарушение нормального ритма работы.

Б. В морском праве – убытки, возникшие в связи с ущербом, намеренно или ненамеренно нанесенным транспортному средству, грузу в процессе перевозки. В

В страховании обозначают уменьшением выплаты страхового возмещения вследствие недострахования.

Авария

чрезвычайное событие, происходящее по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим и эксплуатационным) причинам, а также вследствие внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений, что создает на объекте, территории или акватории угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оснащения и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, наносит вред окружающей среде.

АВАРИЯ (average)

в страховании трансп. и морском праве под этим термином понимаются потери и убытки, связанные с трансп. происшествием, а также чрезвычайные расходы и пожертвования, произведенные в целях предохранения и/или спасения судна, груза и фрахта от опасности. В соответствии с природой этих убытков и принципом распределения ответственности аварии подразделяются на общие и частные. Общая А. (general average) – это убытки и потери вследствие понесенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов и пожертвований в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. Эти расходы подлежат распределению между участниками перевозки пропорционально стоимости принадлежащего им спасенного имущества. Т.о., к общей А. могут быть отнесены лишь те расходы, при понесении которых одновременно имели место четыре условия: общая опасность, преднамеренность, разумность, чрезвычайность. Все пр. убытки и расходы, могущие возникнуть во время рейса, являются частной A. (particular average), распределению между участниками перевозки не подлежат и надают на того, кто их потерпел. См. также Диспаша, Страхование грузов; Страхование фрахта.

авария

повреждение, причиненное судну или грузу, перевозимому на нем. Под понятие аварии торговое (морское) право подводит обычно всякого рода расходы или убытки, которые были понесены кораблем или грузом во время морского плавания и не могли быть заранее предусмотрены.

На практике различают следующие виды аварий:

а) Авария малая — мелкие убытки, вызываемые входом судна в порт и выходом из него: различные портовые сборы, лоцманская привальная и отвальная плата и т. п. Эти расходы несет обычно только судохозяин;

б) Авария частная или простая — создается убытками, которые причиняются судну или грузу и происходят от действия сил природы или неосмотрительности человека; напр. потеря якоря, каната; падение кипы товара за борт и т. п. В этом случае убытки несет обычно владелец погибшего или пострадавшего имущества;

в) Авария общая или большая — убытки, причиненные уничтожением или порчей одних вещей для сохранения остальных ввиду общей опасности, угрожающей судну или грузу, напр. выброшена за борт для общего спасения часть груза и т. п. В этом случае убытки распределяются обычно между всеми владельцами сохраненного судна или груза на нем, пропорционально ценности сохраненного;

г) Авария взаимного вреда — убытки, являющиеся последствием столкновения судов или порчи одним грузом — другого. Здесь каждый владелец возмещает вред, причиненный другому.

АВАРИЯ

это вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, в фактическом владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8 ТмК Республики Беларусь). В случае аварии, препятствующей перевозке товаров, перевозчик обращается в таможенный орган, который устанавливает место, куда должны быть доставлены перевозимые товары. Если существует реальная угроза утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может самостоятельно принять решение о разгрузке или о перегрузке товаров. В этом случае перевозчик должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения товаров, в том числе транспортного средства. При аварии составляется акт об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров по таможенной процедуре таможенного транзита, в котором указываются сведения о перевозчике, транспортном средстве, количестве и упаковке перевозимых товаров и других обстоятельствах аварии.

Найдено схем по теме АВАРИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме АВАРИЯ — 0

Найдено книг по теме АВАРИЯ — 0

Найдено презентаций по теме АВАРИЯ — 0

Найдено рефератов по теме АВАРИЯ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Ссылка на основную публикацию