Где составляется протокол задержания

Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании “Гарант”)

Если вас задержала полиция

I. Обращение и проверка документов

Если к вам обратился сотрудник полиции

– он должен представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;

– по вашему требованию предъявить служебное удостоверение;

– сообщить причину и цель обращения;

– разъяснить причину и основания ограничения ваших прав и свобод.

Когда сотрудник полиции вправе проверить ваш паспорт (иные документы)

– при подозрении вас в совершении преступления;

– если имеются сведения, что вы находитесь в розыске;

– если имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении;

– при наличии оснований для задержания.

В каких случаях сотрудник полиции вправе требовать от вас покинуть определенное место

– если данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, и на этом месте необходимо произвести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;

– если это необходимо для защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

– если возникло скопление граждан, создающее угрозу жизни и здоровью.

Когда вас могут задержать

– если вас подозревают в совершении преступления;

– если в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

– если вы уклоняетесь от исполнения наказания;

– если находитесь в розыске;

– если в отношении вас ведется административное производство;

– если вы нарушили правила комендантского часа;

– если вы незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;

– если вы предприняли попытку самоубийства;

– если у вас имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями вы создаете опасность для себя и окружающих;

– если вы являетесь иностранным гражданином и в отношении вас поступило требование о выдаче иностранному государству.

– сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;

– сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений;

– сотрудник полиции должен составить протокол о задержании;

– сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;

– если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей.

– составляется с момента доставления при административном задержании; а в случае задержания по подозрению в совершении преступления – в течение 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю;

– должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;

– вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;

– вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;

– по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку “не согласен с протоколом” или “при составлении протокола допущены нарушения” и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись;

– вам должна быть вручена копия протокола.

На какой срок вас могут задержать

– максимальный срок административного задержания:

– 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил – при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;

если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

– срок задержания по подозрению в совершении преступления:

– не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

– до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

– общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток) . По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Ваши права при задержании

– вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;

– вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;

– вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;

– вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;

– вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;

– вы имеете право на услуги переводчика;

– вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;

– если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травмпункта).

Как вести себя при задержании

– вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;

– не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;

– не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;

– запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;

– не подписывайте документы, без собственноручной пометки “не согласен с. “, если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;

– при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.

Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей

– проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;

– осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;

– проводятся в присутствии понятых, но в исключительных случаях и без понятых – при наличии оснований полагать, что при вас находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия;

– личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;

– составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

– копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;

– если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.

III. Применение физической силы

В каких случаях сотрудник полиции может применить физическую силу

– для пресечения преступлений и административных правонарушений;

– для доставления и задержания;

– для преодоления противодействия его законным требованиям.

Действия сотрудника полиции при применении физической силы

– обязан сообщить перед применением, что является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения его законных требований;

– может не предупреждать о применении физической силы, если промедление создает угрозу для жизни и здоровья граждан или самого сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

– при применении физической силы действует с учетом обстановки, характера и степени опасности ваших действий, характера и силы оказываемого вами сопротивления, и стремится к минимизации ущерба;

– если в результате применения физической силы вам были причинены повреждения, сотрудник полиции уведомляет об этом ваших близких родственников или близких лиц в возможно короткий срок, но не более 24 часов.

IV. Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции

Подача жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции

– если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции;

– в устной форме жалоба может быть подана в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по телефону (495) 667-07-30 либо по телефону 102. При обращении попросите сразу же зафиксировать ваш звонок. Во время телефонного разговора вам необходимо будет сообщить свои личные данные, оставить контактные телефоны и подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными;

– вы можете подать жалобу в письменном виде. При этом возможно обратиться с жалобой в Управления собственной безопасности органов внутренних дел и в прокуратуру;

– жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере;

– обязательно укажите в жалобе место, время и обстоятельства произошедшего, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Приведите сведения о нарушивших ваши права сотрудниках полиции. Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий – к примеру, при предъявлении лиц для опознания). Также вы можете указать номера патрульных машин, которые вас доставляли с места задержания в отделение. В тексте жалобы потребуйте признать действия сотрудников полиции неправомерными и привлечь их к ответственности. Ваши личные данные должны быть указаны максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, контактные телефоны, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись, иначе ваша жалоба не будет принята;

– если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления. Если вы подаете жалобу в прокуратуру, то вы также должны получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению;

– также обратиться за защитой нарушенных прав можно в судебном порядке.

Куда обратиться за срочной помощью

– Главное управление собственной безопасности МВД России – (495) 667-07-30, (495) 667-77-90;

– Дежурная часть ГУВД – 02;

– Горячая линия МВД

Внимание! Следует различать административное задержание, как меру обеспечения производства по административному правонарушению, и административный арест, являющийся одним из видов административного наказания.

Административное задержание: основания, протокол, срок

Задержание представляет собой лишение свободы на короткое время. Оно не является следствием применения наказания или взыскания. В нормах права установлено два вида задержания: административное и уголовно-процессуальное.

Отличительные черты

Доставление и административное задержание обладают рядом особенностей. Эти меры не используются по отношению к лицам, совершившим деяния, квалифицирующиеся по УК РФ. За такие преступления предусмотрены различные санкции, в том числе и тюремное заключение. Задержание по административному правонарушению осуществляется в соответствии с нормами КоАП. Если меры по ограничению свободы направлены на подозреваемого в преступлении, используются положения УПК. При этом гражданина следует допросить в течение суток, а о самом факте доложить прокурору. Порядок административного задержания не предусматривает таких действий. Однако с гражданина берется объяснение.

Административное задержание: особенности нормативного регулирования

Данная мера прямо касается достоинства и чести гражданина и обладает достаточно сильным психическим влиянием на него. Нормы, регламентирующие административное задержание, основания, порядок применения, направлены на ограждение личности от произвола должностных лиц с одной стороны. С другой, их целью выступает обеспечение безопасности и порядка в обществе. В этой связи, возникает необходимость четкого юридического регулирования этой процедуры. Однако в действующем законодательстве единой нормы, регламентирующей административное задержание, основания, порядок применения, перечень уполномоченных служащих и прочие существенные аспекты рассматриваемого вопроса, нет.

Административное задержание способствует предотвращению противоправных действий. Эта мера, кроме того, позволяет в надлежащей обстановке уточнить или выявить обстоятельства проступка, установить личность гражданина. В процессе всегда составляется протокол об административном задержании. В соответствии со сведениями, которые в него вносятся, будет решаться вопрос о последующих действиях в отношении субъекта. Это могут меры общественного воздействия либо государственного принуждения.

Исключения

Административное задержание не осуществляется в отношении иностранцев, которые пользуются дипломатической неприкосновенностью. Также данная мера обычно не применяется к военнослужащим. В качестве основания административного задержания, однако, может выступать совершение ими серьезного проступка в общественном месте, если поблизости отсутствует военная комендатура. При этом сотрудники полиции обязаны немедленно сообщить о случившемся коменданту или командиру. Особые правила действуют также в отношении депутатов СФ и Госдумы. В частности, в ФЗ, регламентирующем статус указанных лиц, присутствует предписание о том, что они не могут быть арестованы, подвергнуты обыску или задержаны без согласия на это соответствующей палаты. Исключением являются случаи, когда депутат поймам на месте преступления. Не допускается административное задержание в отношении судей. В ФЗ о статусе этих лиц указано, что они не могут быть ограничены в свободе, их нельзя принудительно привезти в отделение полиции. Задержание, личный досмотр, привод не допускается и по отношению к следователю и прокурору. Исключением являются случаи, установленные федеральным законодательством, в рамках которых такими мерами обеспечивается безопасность в обществе и государстве. Задержание следователя либо прокурора также допускается для пресечения преступлений, совершаемых ими.

Читайте также:  Мжс это какой статус земли

Превентивная мера

В законодательстве административное задержание может использоваться в двух видах. Превентивная мера направлена на предупреждение совершения новых противоправных действий. Она может применяться как в связи с административным проступком, так и преступлением. Превентивная мера также используется в отношении неделиктоспособных лиц. Примерами такого задержания могут являться:

  • Помещение в медвытрезвитель.
  • Неотложная госпитализация гражданина, который нуждается в психиатрической помощи.
  • Помещение в центр для временной изоляции несовершеннолетних (ЦВИН) лиц, которые были направлены в специальные образовательно-воспитательные закрытые учреждения, самовольно ушли из таких заведений, а также ожидают принятия решения о направлении в них. Общий срок административного задержания в последнем случае – 30 суток. В исключительных случаях его допускается продлить до 45-ти. В ФЗ, регламентирующем проведение профилактических мероприятий для снижения беспризорности и предотвращения преступности среди несовершеннолетних, устанавливает и другие случаи помещения в ЦВИН.
  • Задержание граждан, совершивших неправомерные деяния на судах, которые находятся в плавании. В ст. 67 Кодекса о торговом мореплавании установлено, что капитан корабля вправе изолировать лицо, поведение которого не содержит признаки преступления, однако создает опасность для безопасности имущества и людей.
  • Задержание лиц, нарушивших комендантский час.

Несмотря на различие в названиях, все эти меры считаются фактически профилактическими. Административное задержание в таких случаях предполагает лишение свободы на время посредством помещения в специализированное учреждение.

Изоляция в медвытрезвитель

В законодательстве присутствуют нормы, запрещающие находиться в общественном месте в сильном опьянении. Срок административного задержания в таких случаях устанавливается приказом МВД. Сильным признается такое опьянение, при котором гражданин представляет опасность в первую очередь для себя. То есть он не может оказать сопротивления в случае совершения преступного посягательства в отношении него. Также в таком состоянии он представляет угрозу и для окружающих. Например, может сам совершить преступление. Такое состояние характеризует среднюю или тяжелую степень опьянения.

Правила в отношении несовершеннолетних

При задержании лица, возраст которого меньше 18 лет, его доставляют по адресу жительства. В случае тяжелого опьянения их помещают в лечебное учреждение. Следует отметить, что доставление в вытрезвитель допускается в исключительных случаях. Например, при невозможности ввиду состояния установить личность лица, его место проживания, передать задержанных родителям либо представителям специализированных воспитательных учреждений.

Содержание в учреждении

При доставлении задержанных в медвытрезвитель осуществляется их немедленный осмотр медработниками. Врачи также решают вопрос о необходимости проведения лечебно-профилактических мероприятий и санитарной обработке. Срок административного задержания при помещении в вытрезвитель будет зависеть от состояния гражданина. Однако он не должен быть больше суток. За пребывание в данном учреждении взимается плата. Ее величина устанавливается распоряжениями глав администраций, региональными властями. Обычно она не больше 1 МРОТ.

Процессуальная мера

Этот вид административного задержания направлен на предотвращение негативных последствий и уклонения виновного лица от привлечения к ответственности. Его использование регламентируется положениями КоАП. Процессуальная мера применяется при наличии общего основания, а также при наличии одного из условий, определенного в законодательстве. Им может стать:

  1. Наличие серьезных причин полагать, что противоправные действия лицом будут активно продолжаться, что он может причинить вред общественным интересам, себе либо иным гражданам.
  2. Отсутствие у должностного лица возможности оформить протокол об административном задержании непосредственно на месте совершения проступка. К примеру, если личность гражданина не установлена, возникла необходимость провести медобследование, лицо отказывается уплачивать штраф или расписываться в каком-либо документе, отсутствуют свидетели, что-либо знающие о субъекте, и так далее.

Процессуальная мера может применяться, в отличие от превентивной, даже в случае отсутствия прямой угрозы совершения повторных проступков.

Классификация

В зависимости от причин и сроков процессуальное задержание может осуществляться по общему или специальному правилу. Последнее имеет место только при совершении лицом проступка, прямо приведенного в законодательстве. В остальных случаях общий срок административного задержания не может быть больше трех часов. По просьбе гражданина о факте извещаются его родственники.

Фактические различия

Процессуальное и превентивное задержание отличаются по:

  1. Целям.
  2. Нормативному основанию.
  3. Правовым последствиям.
  4. Срокам.
  5. Фактическим причинам.
  6. Кругу субъектов.

Необходимо сказать, что на все случаи использования рассмотренных мер действует ст. 22, ч. 2 Конституции. Она гласит, что лицо не может подвергаться задержанию больше чем на 48 часов без соответствующего судебного решения.

Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Комментарии к ст. 92 УПК РФ

1. Протокол задержания должен быть составлен “после доставления”. Под доставлением понимается осуществляемое под контролем сотрудников правоохранительных органов или же принудительное препровождение физического лица из места его фактического задержания в указанный в ч. 1 коммент. ст. орган или к соответствующему должностному лицу для решения вопроса о его задержании. Лицо считается доставленным, а доставление завершенным, после того как доставляемый перешагнул порог здания, где размещен орган дознания, либо вошел в кабинет к следователю. Причем доставленным оно считается сразу же после того, как им было осуществлено одно из вышеуказанных действий.

2. Следует стремиться к осуществлению доставления в как можно более короткий срок.

3. С того момента, как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении его принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании, до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти более 3 часов.

4. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что время разъяснения прав, предусмотренных ст. 46 УПК, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.

5. В срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. Но задержание как уголовно-процессуальное действие возможно лишь после возбуждения уголовного дела. Соответственно, 3-часовой срок распространяется и на решение о возбуждении уголовного дела.

6. Законодатель употребил термин “составлен” применительно к оформлению протокола задержания. “Составлен” протокол задержания будет лишь тогда, когда в него будут внесены все необходимые сведения и поставлены во всех местах, где того требует закон, подписи.

7. Частью 1 ст. 11 УПК на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность. Во исполнение данной нормы при задержании лицу, подозреваемому в совершении преступления, должны быть разъяснены не только его права, но и обязанности, а также ответственность. Причем рекомендуется разъяснять не только права, предусмотренные ст. 46 УПК, а все права и обязанности подозреваемого.

8. Как следует из ч. 2 коммент. ст., в протоколе должно быть отражено место задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа, в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где произведен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.

9. Производство личного обыска при задержании – обязанность следователя (дознавателя и др.). Данное утверждение зиждется на положениях ч. 2 коммент. ст.

10. Как следует из ч. 2 коммент. ст., протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последнее откажется подписать протокол задержания, следователь (дознаватель и др.) согласно ст. 167 УПК вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя (дознавателя и др.), а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

11. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

12. Двенадцатичасовой срок, о котором идет речь в ч. 3 коммент. ст., рекомендуется исчислять не собственно с момента оформления процессуального решения о задержании и даже не со времени “фактического доставления лица к следователю”, как пишут некоторые авторы , а с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Эксмо, 2003. С. 167.

13. Передача надзирающему прокурору письменного установленной формы сообщения о задержании не право, а обязанность следователя (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.

14. Следователь (дознаватель и др.) в течение 12 часов с момента фактического задержания должен сообщить прокурору о задержании, а прокурор – получить данное сообщение. Если в указанный промежуток следователь (дознаватель и др.) направил прокурору сообщение о задержании, но прокурор получил его по окончании названного в ч. 3 коммент. ст. УПК срока, следователем (дознавателем и др.) нарушены требования закона. Данное обстоятельство может иметь следствием привлечение следователя (дознавателя и др.) к дисциплинарной ответственности.

15. Четвертая часть коммент. ст. посвящена допросу подозреваемого и обеспечению его свидания с защитником, прежде чем следователь (дознаватель и др.) приступит к его допросу. Причем допрос подозреваемого – это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) допрашиваемого лица, в нашем случае подозреваемого, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса.

16. Подозреваемый, задержанный в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК или заключенный под стражу, вызывается через администрацию мест содержания под стражей подозреваемых.

17. Порядок действий во время первого допроса лица в качестве подозреваемого следующий:

1) устанавливаются анкетные данные лица:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата рождения;

в) место рождения;

г) место жительства и (или) регистрации (номер домашнего телефона, если таковой имеется);

ж) семейное положение, состав семьи;

з) место работы или учебы (номер служебного телефона, если таковой имеется);

и) отношение к воинской обязанности и где состоит на воинском учете;

к) наличие судимости (когда и каким судом был осужден, по какой статье (части и пункту) УК, вид и размер наказания, когда был освобожден);

2) подозреваемый своей подписью удостоверяет правильность записи его анкетных данных;

3) в протокол заносятся данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность подозреваемого, а если таковой отсутствует, в протоколе фиксируется, что анкетные данные отражены в протоколе со слов подозреваемого;

4) в случае необходимости фиксируются иные данные о личности подозреваемого. Таковыми могут быть: национальность (устанавливается в целях выяснения необходимости приглашения переводчика), наличие родственных отношений с кем-либо из участников уголовного судопроизводства, имеющих самостоятельный интерес в уголовном деле, и др.;

5) отражаются фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве следственного действия, а в предусмотренных законом случаях и другие сведения об иных участвующих в допросе лицах;

6) следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в личности привлеченных им к допросу участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 – 8 УПК, разъясняет им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве допроса участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. ст. 307 и 308 УК (ч. 5 ст. 164 УПК);

7) указываются технические средства, которые будут применены, а также кто их будет применять и что об этом участвующие в допросе лица были заранее предупреждены;

8) подозреваемому разъясняются его права, обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. ст. 46, 52 и другими статьями УПК, ответственность и порядок производства следственного действия;

9) подозреваемый своей подписью удостоверяет данный факт;

10) объявляются изложенные в письменном виде в протоколе допроса обстоятельства преступления (время, место совершения преступления, какое именно деяние имело место и к каким привело последствиям), в совершении которого лицо подозревают;

11) подозреваемый своей подписью удостоверяет факт объявления ему о том, в совершении какого преступления он подозревается;

12) подозреваемый дает показания по обстоятельствам причастности (непричастности) его к совершению данного преступления.

18. Допрос по существу дела начинается предложением подозреваемому рассказать все ему известное по поводу имеющихся подозрений (по существу подозрения). После рассказа подозреваемого следователь (дознаватель и др.) может задать ему вопросы.

19. Правила допроса подозреваемого таковы:

1) допрос подозреваемого, задержанного в порядке, установленном коммент. ст., должен состояться не позднее 24 часов с момента его фактического задержания;

2) до начала допроса подозреваемому должна быть предоставлена возможность иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК);

3) показания подозреваемого записываются в первом лице и по возможности дословно;

4) в протоколе допроса могут фиксироваться не только устные показания, но и графическая информация. В процессе допроса могут составляться схемы, чертежи, рисунки, диаграммы и представляться доказательства;

5) подозреваемый вправе пользоваться письменными документами (письменными заметками) в тех случаях, когда они относятся к его показаниям;

6) следователь (дознаватель и др.) не может отказать подозреваемому в допросе;

7) результаты допроса и факт применения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки протоколируются по тем же правилам, что и при допросе свидетеля;

8) если в допросе подозреваемого принимает участие защитник, то последний в ходе допроса с разрешения следователя (дознавателя и др.) вправе задавать вопросы подозреваемому, давать ему в присутствии следователя (дознавателя и др.) краткие консультации, заявлять ходатайства, отводы, представлять доказательства и др. По окончании допроса защитник вправе делать письменные заявления о нарушениях прав и законных интересов подозреваемого. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса. Защитник, кроме того, может требовать дополнения протокола допроса и внесения в него уточнений, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия, удостоверять своей подписью правильность записи показаний подозреваемого.

20. Допрос как следственное действие начинается до того, как следователь (дознаватель и др.) приступит к его протоколированию. Рекомендуется началом допроса подозреваемого считать получение от него следователем (дознавателем и др.), в производстве которого находится уголовное дело, в устной форме сведений, имеющих значение для уголовного дела, в целях их последующего отражения в протоколе допроса подозреваемого. До начала поступления подобного рода информации у подозреваемого должна быть возможность свидания с его защитником. И все равно, по чьей инициативе приступили к допросу – по требованию следователя (дознавателя и др.) или в связи с просьбой самого подозреваемого. Если в уголовном деле не закреплен факт разъяснения подозреваемому права иметь свидание с защитником до начала допроса или же подозреваемый утверждает, что его просьба о свидании была отклонена, протокол допроса подозреваемого не будет иметь юридической силы.

21. Буквальное толкование ч. 4 коммент. ст. приводит к мысли, что просьба о свидании подозреваемого с защитником, порождающая обязанность следователя (дознавателя и др.) обеспечить таковое, возникает, только когда она исходит от подозреваемого. Между тем думается, что имеет под собой правовую основу и утверждение, что такое ходатайство может поступить (а главное, иметь аналогичные последствия) и от самого защитника.

22. Обеспечение свидания – это активные действия следователя (дознавателя и др.), результатом которых является само свидание. Следователь (дознаватель и др.) должен сделать все со своей стороны возможное, чтобы свидание состоялось. Если свидание не имело места, а соответствующая просьба была заявлена, следует считать, что следователь (дознаватель и др.) не выполнил возложенную на него обязанность – обеспечить до начала допроса свидание подозреваемого с защитником.

23. Буквальное толкование ч. 4 коммент. ст. позволяет говорить, что данной нормой на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность обеспечить одно свидание подозреваемого с его защитником до первого допроса подозреваемого. Между тем свиданий подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) с защитником может быть несколько. Данное утверждение зиждется на закрепленном в п. 5 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” праве адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.

24. Между тем любое свидание подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) и его защитника при наличии указанных в ч. 4 коммент. ст. УПК обстоятельств может быть ограничено во времени.

25. Свидание подозреваемого и его защитника должно проходить “наедине и конфиденциально”, гласит ч. 4 коммент. ст. Эти две характеристики свидания расположены через союз “и”, значит, и та и другая должны быть обеспечены следователем (дознавателем и др.) в каждом случае проводимого свидания между указанными лицами. “Наедине” означает, что в кабинете, где происходит свидание, присутствуют только подозреваемый и его защитник; “конфиденциально” – никто не слышит, о чем они говорят. Запрещено размещать в помещении, где проходит свидание, прослушивающие (подслушивающие) устройства.

26. Между тем, когда подозреваемый находится в месте содержания лиц под стражей, его свидания с защитником должны иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”). До помещения подозреваемого в такое место следователь (дознаватель и др.) вправе обеспечить осуществление свидания также в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительного органа видеть подозреваемого и защитника, но не слышать.

27. Под продолжительностью свидания понимается время от начала и до конца нахождения подозреваемого и его защитника наедине, в условиях, не позволяющих никому иному слышать их разговор.

28. Продолжительность свидания может быть ограничена, только если до того, как это будет сделано, следователь (дознаватель и др.) уведомит подозреваемого, а также его защитника о необходимости производства с участием подозреваемого процессуального действия и о том, что в этой связи продолжительность их свидания будет ограничена. Рекомендуется это уведомление выполнять в виде письменного документа.

29. Законодатель прямо не указывает на то, что уведомление должно быть до начала свидания. “Предварительным” уведомление может быть и тогда, когда оно имело место после начала свидания. Между тем свидание не может быть завершено одновременно с уведомлением.

30. Согласно ч. 4 коммент. ст. продолжительность свидания подозреваемого с его защитником “не может быть менее 2 часов”. Данное положение не должно толковаться буквально. Оно означает, что следователь (дознаватель и др.) не вправе по собственной инициативе ограничивать продолжительность такого свидания временем, меньшим, чем 2 часа. Если же свидание закончилось ранее истечения 2 часов по воле подозреваемого, порядок его проведения не может быть признан незаконным.

31. См. комментарий к ст. ст. 46, 91, 172 – 174, 188 – 190, 279, 449, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Правила оформления протокола задержания, допрос подозреваемого и продолжительность его свиданий с защитником. Комментарий к статье 92 УПК; Рыжаков А.П. Задержание: основания и порядок производства: Научно-практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 56 – 156.

Задержание полицией: как правильно себя вести, права задержанного

Такая неприятная ситуация, как задержание полицией, может случиться даже с законопослушным гражданином. В таком случае следует сохранять спокойствие и не совершать поступки, которые впоследствии могут обернуться против задержанного лица. Для этого человеку необходимо четко знать свои права и понимать, какие действия будут признаны противоправными.

Законодательная основа

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия сотрудников, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011. Согласно ст. 13 данного закона полицейский, для реализации своих должностных полномочий, вправе удерживать и доставлять гражданина в отделение.

В п. 2 ст. 14 закона № 3-ФЗ перечислены основания задержания человека. К ним относятся:

  • совершение гражданином правонарушения;
  • нахождение человека в розыске;
  • уклонение от исполнения вмененной судом меры наказания;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • попытка суицида;
  • установление личности;
  • наличие выраженных психических расстройств.

Полицейский правомочен задержать гражданина даже если у него не имеется точных доказательств, а есть только подозрение на то, что человек что-либо нарушил.

Как происходит процедура

Порядок процедуры регламентируется ст. 14 закона № 3-ФЗ. При задержании полицейский обязан:

  • представиться;
  • предъявить служебное удостоверение;
  • озвучить причину обращения;
  • разъяснить права и обязанности задержанного;
  • составить протокол задержания.

При осуществлении процедуры полицейский должен соблюдать и уважать права гражданина. Сотруднику категорически запрещено унижать человека, прибегать к мерам физического насилия или жестокому обращению.

Если у задержанного лица имеются при себе личные вещи или автотранспорт, то они могут подвергаться досмотру сотрудником. При этом полицейский обязан обеспечить присутствие не менее 2-х понятых или же вести видео фиксацию досмотра.

Если сотрудники досмотрели личные вещи задержанного лица, то запись об этом делается в протоколе задержания, или составляется отдельный документ – протокол досмотра, в котором понятые ставят собственноручные подписи.

Не допускается личный досмотр гражданина лицом противоположного пола, то есть женщину должна досматривать женщина, а мужчину – мужчина.

После задержания гражданина доставляют в отдел полиции, где его помещают в специально отведенное для этого помещение, предварительно осмотрев на предмет наличия побоев, ссадин или иных телесных повреждений.

Срок задержания

Время, в течение которого гражданин может быть ограничен в передвижении сотрудниками полиции, зависит от причин, по которым его доставили в отдел. Административное задержание не может быть более 3-х часов, но если совершенное правонарушение предусматривает арест, в качестве меры ответственности, то время увеличивается до 48 часов, или до момента рассмотрения дела в суде.

По решению судебного органа срок задержания может быть продлен до 72 часов. Если по истечении этого времени подозрения в правонарушении не подтвердятся, то полицейские обязаны отпустить гражданина. По решению суда может быть избрана иная мера пресечения, например, арест.

Более чем на 3 часа запрещено удерживать лиц, перечень которых содержится в п. 2 ст. 3.9 КоАП. К таким лицам относятся беременные женщины, подростки, матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет, инвалиды 1 и 2 группы, военнослужащие, работники следственного комитета, системы ОВД, ГУФСИН, противопожарных и таможенных органов.

В каких случаях задержание не допустимо

Если гражданин совершил административное правонарушение это еще не повод для доставления его в участок. Человек не может быть задержан, если у полицейского есть реальная возможность:

  • установить личность гражданина;
  • выяснить обстоятельства происшествия;
  • составить протокол на месте совершения нарушения.

Согласно п. 1 ст. 28.6 КоАП, если наказание за правонарушение предусматривает предупреждение или штраф, то протокол не составляется. Вместо него выносится постановление, которое вручается нарушителю под расписку или направляется по почте.

Права задержанного

Гражданин, задержанный сотрудниками полиции, имеет следующие права:

  • попросить сотрудника предъявить удостоверение и представится;
  • узнать причину задержания;
  • получить разъяснение своих прав и обязанностей;
  • совершить телефонный звонок с целью уведомления родственников о доставлении в участок;
  • привлечь адвоката для защиты собственных интересов;
  • давать показания или отказаться от дачи таковых;
  • получать медицинскую помощь, если в момент задержания она требуется;
  • не свидетельствовать против себя или своих родственников;
  • знакомится с протоколом задержания или досмотра, а также вносить в них замечания;
  • получить копию протокола.

Все протоколы, составляемые в момент задержания, должны быть подписаны лицом, которого задержали. При этом задержанный гражданин может быть не согласен с содержанием документа. В таком случае он вправе отказаться от подписания, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Также он может подписать протокол с оговоркой, например, вписав фразу, что он согласен с содержанием частично, указав при этом, с чем конкретно он не согласен.

Если задержан гражданин иностранного государства, то у него есть право на дачу показаний и получение разъяснений на родном языке. Для этих целей полицейские должны привлечь переводчика. Для человека такая услуга бесплатна.

В случае, когда задержанным является несовершеннолетний ребенок, полицейские обязаны самостоятельно уведомить его законных представителей об удержании в участке.

Как себя вести

Задержание – временная мера. Поэтому в это время задержанному лицу следует вести себя спокойно. При остановке сотрудниками полиции гражданин вправе вести аудио или видео фиксацию происходящего.

В процессе задержания человеку следует:

  • записать в блокнот данные полицейского;
  • вести себя вежливо;
  • не сопротивляться действиям сотрудника;
  • зафиксировать время начала удержания;
  • требовать соблюдения регламента процедуры.

Гражданину следует обязательно читать все документы, прежде чем подписывать их.

Чего делать не нужно

Чтобы простое задержание не стало поводом для возбуждения уголовного делопроизводства, задержанному лицу ни в коем случае не следует:

  • кричать или оскорблять сотрудника;
  • пытаться вырваться или убежать;
  • применять к полицейскому физическую силу;
  • сопротивляться требованиям сотрудника;
  • трогать посторонние предметы в кабинете следователя/дознавателя;
  • подписывать документы без адвоката (в случае несогласия с содержимым документа подписывайте документ только с собственноручной пометкой «не согласен с…»);
  • врать или выдумывать факты, которых не было.

Также не нужно провоцировать сотрудников на конфликт или угрожать им. Полицейский – такой же человек, и он также имеет право на уважительное отношение к себе.

Попытка побега или оказание сопротивления сотрудникам будет расценено как неповиновение законным требованиям. За такое правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей или ареста до 15 суток.

Применение физической силы к задержанному

Полицейский вправе применить физическую силу к лицу, подлежащему задержанию, в целях:

  • пресечения преступления или административного правонарушения;
  • доставления и задержания;
  • преодоления противодействия его законным требованиям.

В иных случаях сотрудник не вправе физически воздействовать на удерживаемого гражданина.

Перед применением физического воздействия сотрудник обязан предупредить об этом и предоставить человеку возможность для добровольного исполнения его требований. Без предупреждения полицейский может применять силу только в ситуации, когда промедление может угрожать жизни других людей или его собственной.

Для пресечения сопротивления действиям полицейского к задержанному лицу могут быть применены специальные средства – палки, электрошокеры, наручники и другие.

Незаконные действия полицейских

Совершение правонарушения не является основанием для нарушения прав задержанного лица со стороны правоохранителей. При несоблюдении в момент задержания регламента, полицейского можно привлечь к ответственности.

Непосредственно в момент удержания гражданин вправе позвонить в Главное управление собственной безопасности по номеру 102 и сообщить о незаконных действиях сотрудника. При этом необходимо назвать:

  • личные данные задержанного лица;
  • серию и номер паспорта;
  • контактный телефон.

После того, как гражданина отпустят он вправе подать жалобу в прокуратуру или управление собственной безопасности. Обращение можно направить по почте или через официальный сайт ведомства.

Жалоба подается в письменной форме. В ней указываются:

  • обстоятельства удержания;
  • информация о сотрудниках, нарушивших права гражданина;
  • действия, являющиеся неправомерными;
  • просьба о привлечении должностных лиц к ответственности.

Если полицейские заведомо знали о незаконности применяемых к гражданину мер, то их ждет уголовная ответственность. Согласно ст. 301 УК РФ такое противоправное деяние наказывается одной из следующих мер:

  • ограничение свободы до 3-х лет;
  • принудительным трудом на период до 2-х лет;
  • арест до полугода;
  • помещение в колонию на срок до 2-х лет.

Кроме этого сотруднику могут запретить занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3-х лет.

Если к гражданину была незаконно применена физическая сила, то полицейских можно привлечь к ответственности за побои. Также пострадавшее лицо может взыскать с правоохранителей компенсацию морального вреда, согласно ст. 1070 ГК РФ. Для этого необходимо обратиться с иском в суд.

Превышение полномочий

Даже если ограничение свободы гражданина производилось на законных основаниях, но при проведении процедуры полицейский допустил неуважительное или некорректное обращение с гражданином, чем нарушил его законные права, сотрудника можно привлечь к ответственности по ст. 285 и ст. 286 УК РФ. Максимальное наказание по этим статьям – 4 года тюремного срока.

Гражданину при задержании следует сохранять спокойствие и не оказывать сопротивления полицейским. Задержанное лицо вправе позвонить родственникам и сообщить о факте ограничения свободы. Правоохранители не могут удерживать человека более 3-х часов без веских оснований. При нарушении сотрудниками регламента или превышении собственных полномочий они могут сами оказаться в роли обвиняемых. Для этого пострадавшему нужно подать жалобу на незаконность их действий.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Что такое административное задержание по КоАП РФ

В целях реагирования на совершенный административный проступок проводят задержание. С точки зрения законодательства, административное задержание – это мера, предпринимаемая в ситуации выявленного правонарушения или действия, которое угрожает государственному и общественному правопорядку, нарушает гражданские права, препятствует исполнению установленного порядка управления. Задержание проводится в отношении лиц, совершивших умышленное или по неосторожности действие, либо бездействовавших во время совершения правонарушения.

Порядок административного задержания

В рамках исполнения положений ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ, задержание и доставление служат мерой, обеспечивающей делопроизводство по административному проступку. Мероприятия по задержанию призваны пресечь правонарушение, установить личность подозреваемого и зафиксировать факт правонарушения путем оформления протокола, если данное действие невозможно выполнить на месте происшествия.

Несмотря на то, что правоохранительные органы иногда применяют задержание с ограничением свободы человека в целях психологического давления, следует отличать административного задержание от наказания.

Задержание отличается коротким сроком, не позволяющим ограничивать свободу человека более, чем на 3 часа.

Основания для задержания

Основанием для административного задержания может стать только совершенное правонарушение, никакой другой довод для задержания на законных основаниях не может быть применен. Если факт правонарушения не установлен, причины для задержания гражданина не имеется.

Таким образом, на законодательном уровне установлено, что отсутствие паспорта, подозрения на принадлежность к той или иной национальности, не служит правомочным поводом для доставки физического лица в отделение.

Для того, чтобы произвести задержание на законных основаниях, также необходимо соблюдение дополнительных обстоятельств, помимо установленного факта совершенного проступка:

  1. Веские доводы считать, что противоправные действия продолжатся, а общественные интересы и сами граждане, включая правонарушителя, пострадают, если не произвести задержание.
  2. Обстоятельства не предполагают возможности оформления протокола о правонарушении прямо на месте. К таким ситуациям относят невозможность идентификации личности, потребность в медицинском освидетельствовании.
  3. Нарушитель отказался оплачивать штраф или подписать квитанцию с указанием своего фактического адреса, а среди лиц, находящихся рядом, нет тех, кто мог бы предоставить достоверные сведения о человеке.

Правила применения и сроки

Кодексом об административных правонарушениях установлен стандартный срок задержание – в пределах 3 часов.

Закон предусматривает возможность увеличения срока, как исключительной меры, требуемой для рассмотрения дела вышестоящим руководством или судебной инстанцией при установлении факта:

  • мелкого хулиганства;
  • нарушения правопорядка в учреждении, при проведении собраний, многолюдных митингов;
  • отказ повиноваться требованиям сотрудников правоохранительных органов, других лиц, компетентных производить задержания;
  • алкогольного или иного вида опьянения;
  • нарушения режима в пограничной зоне.

Ограничения

Задержание предусмотрено в отношении обычных граждан и лиц без гражданства, однако в некоторых ситуациях административная мера не применяется. К таким случаям ограничений относят действия в отношении следующих категорий лиц:

  • иностранцы, обладающие дипломатической неприкосновенностью;
  • военнослужащие;
  • сотрудники ОВД;
  • депутаты;
  • судьи;
  • работники прокураторы.

Особый порядок применяется при задержании несовершеннолетних, ввиду невозможности привлечения подростков младше 16 лет к административной ответственности. В отношении несовершеннолетних руководствуются законом о профилактике безнадзорности, регулирующим порядок задержания при установлении факта нарушения правопорядка.

Данная категория граждан размещается в центрах временной изоляции правонарушителей, организованной при органах внутренних дел. В таких местах размещаются несовершеннолетние правонарушители в течение любого времени суток, а содержание в них призвано защитить жизнь и здоровье в качестве превентивных мер. В центрах содержатся дети, установить личность которых не удалось, либо отсутствует место жительства, либо проживают в ином регионе, далеко от места совершения проступка.

Когда правонарушение допускает военнослужащий, где невозможно привлечение военного патруля, закон разрешает производить задержание с дальнейшей передачей правонарушителя в руки военного коменданта, командира части с сопровождающими материалами, констатирующими совершенное правонарушение.

Сроки задержания

Помимо стандартных случаев задержания, на основании статьи 27.5 КоАП, срок административного задержания может быть продлен вплоть до 48 часов.

Основаниями для продления срока служат:

  • потребность в идентификации гражданина;
  • необходимость проведения разбирательств при посягательстве на установленный режим в приграничной зоне;
  • правонарушения, допущенные в море (морские воды, территориальное море, континентальный шельф, в особой экономической зоне;
  • нарушения правил прохождения таможни;
  • назначение административного наказания в виде ареста.

Отсчет срока задержания начинается только с момента, когда правонарушителя доставляют в отделение правоохранительных органов. Срок задержания для людей в состоянии опьянения отсчитывается с установления факта вытрезвления человека. Если меры вытрезвления медиками не применялись, вне зависимости от состояния, в котором физическое лицо было доставлено в отделение, отсчет начинается именно в этот момент.

Следует учитывать, что закон допускает расхождение между временем доставления человека в отделение и началом оформления протокола, исходя из конкретных обстоятельств дела. Несмотря на время оформления протокола, в нем должно быть установлено время доставления задержанного. Когда сотрудник полиции составляет протокол, опираясь на время оформления бумаг, а не фактического задержания, правонарушитель при подписании вправе внести отметки, что имело место расхождение в сроках доставления и составления протокола, которое не было отражено надлежащим образом.

Требования к оформлению протокола задержания

Согласно положений ст. 27.4 КоАП РФ, протокол составляется по каждому случаю правонарушения, на основании установленных законом требований:

  • документ должен иметь указание на дату и место оформления;
  • информация о лице, составившем протокол, должна быть занесена в формате «должность-фамилия-инициалы»;
  • информация о правонарушителе;
  • детали о задержании (точное время, место);
  • причины принятия мер в отношении задержанного.

Заполненная бумага должна быть подписана двумя сторонами: уполномоченным должностным лицом и самим задержанным. При отказе задержанного подписывать документ, должностное лицо делает запись об этом.

Для работников правоохранительных органов очень важно, чтобы составленный ими протокол содержал подписи обеих сторон. Задержанному рекомендуется поставить подпись на документе, сопроводив отметкой о своем несогласии с определенными фактами, изложенными в протоколе. Сама по себе подпись совсем не означает согласие задержанного со всем тем, что изложено в протоколе.

Нюансы заполнения документа

Помимо срока доставлена и срока начала составления протокола, важное значение имеет отражение в документе информации о том, что потерпевший к моменту задержания не имел телесных повреждений. Включение данной фразы защищает на случай избиений, пыток задержанного во время нахождения в отделении.

Если данный факт все-таки установлен, необходимо срочно, как только задержанный получает свободу, обратиться в медицинское учреждение, ближайшее к его местонахождению. Врач, осматривающий потерпевшего, обязан зафиксировать повреждения. В случае, если лицо не в состоянии самостоятельно передвигаться, необходимо вызвать скорую помощь. Бригада скорой выдаст справку о состоянии потерпевшего, что позволит в дальнейшем искать законной справедливости.

На видео об административном задержании

При административном задержании производится кратковременное ограничение свободы гражданина (физического лица), с целью оперативного рассмотрения административного дела или исполнения постановления о правонарушении.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД “О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию”.

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Читайте также:  Что нужно чтобы ездить на чужой машине
Ссылка на основную публикацию