Какой развал схождение лучше

Какой стенд развал-схождения лучше? Компьютерный или 3D?

Что такое развал схождения?

Развал и схождение колес автомобиля — это параметры, которые определяют уровень поперечного и продольного наклона колеса вдоль своей оси. Калибровка необходима каждому автомобилю при преодолении определенного количества километров или после возможных нарушений положения установки колес (например, после наезда на яму или после ДТП). Эти параметры влияют на устойчивость и ездовые характеристики автомобиля.

Измерение угла влияет на износ резины, на управляемость, динамику транспортного средства. Развал схождение колес проводится на станциях технического обслуживания на специальном стенде, который измеряет угол положения каждого из них (включая ведущие и неведущие колеса). Зная, как делается развал схождение, можно обезопасить себя от долгой езды с неправильно настроенной ходовой частью. Так как регулировка необходима для стабилизации поведения авто и для снижения степени износа резины.

Из-за чего нарушается развал схождения:

  • Наезд колесами в яму, на неровность;
  • Езда с высокой весовой нагрузкой;
  • Езда не по асфальтированной дороге;
  • ДТП, из-за чего скашиваются кузовные элементы и конструкции подвески, поперечных стоек.

Стенд развал схождения — это специальное оборудование, которое представлено в виде платформы с компьютером, на котором проводится исчисление и отображение данных по углу наклона колес. Данные выдаются на монитор в точности до одного угла. Ранее нормой считалось отклонение в 1-3 миллиметра от нормы, однако современный стенд в работе исключает столь значительные отклонения. Приобретая новое оборудование, можно рассчитывать на наличие обновлений используемого программного обеспечения.

Зная все о развал схождении, что это и для чего эта процедура необходима каждому водителю, можно научится самостоятельно определять степень нарушения угла наклона колес на собственном авто.

Какие бывают стенды развал схождения?

Стенд для развал схождения может быть четырех типов:

Первый вариант имеет простой принцип работы, основанный на уровне отражения лазерного луча. Специальная шкала показывает отклонения в отражении от колеса. Учитывая, что технология такого измерения устаревает, подобное оборудование используется все реже. Ошибка при использовании такого стенда может составлять несколько миллиметров.

Компьютерный сход развал основывается на использовании специальных датчиков типа СDD в измерительных головках. Современные модели оборудования имеют по восемь датчиков, за счет чего достигается максимальная точность регулировки развала схождения автомобиля.

Инфракрасный луч с математической точностью отображает отклонения от нормы. Современные модели имеют встроенную базу данных от производителей транспортных средств, где указаны технические нормы по углам колес. Здесь же задействованы и маятники развала. Полученные данные передаются на центральный компьютер, который выводит данные на монитор. Сразу после измерения можно распечатать полученные данные.

3D развал схождение — это новая технология в сфере технического обслуживания автомобилей. Заключается она в том, что на колеса автомобиля устанавливаются своеобразные «мишени», на которые передается сигнал с компьютера. Все датчики находятся вне транспортного средства, поэтому применение этого типа стендов позволяет экономить время, повысив скорость измерения.

Трехмерное моделирование направлено на визуальную оценку положения колес. Дополнительно все точные цифры выводятся на картинку. Для всех описываемых типов стендов не требуется низкий подъемникработа осуществляется на платформе оборудования, размер которого позволяет сместить автомобили любых категорий.

Какое оборудование для развал схождения лучше выбрать: 3D или компьютерное?

Стенд развал схождения 3D — это передовая технология, которая направлена на снижение времени обслуживания автомобиля с повышением точности. Если компьютерный стенд развал схождения работает на основе инфракрасных лучей, то трехмерное изображение формируется на основании данных с цифровых камер, размещенных по периметру транспорта. Сход развал в последнем случае может проводиться при использовании четырех и более камер.

В зависимости от выбранной модели стенда, камеры могут устанавливаться на подвижном или стационарном элементе. В первом случае низкий автомобиль можно приподнять сразу с камерами. Во втором случае их придется поднимать и опускать вручную. От этого также зависит скорость выполнения процедуры.

Работа на современном оборудовании с функцией трехмерного моделирования требует определенных навыков. Производители всегда предоставляют описание принципа работы и обучающие материалы. Однако не все станции технического обслуживания имеют специализированные кадры, которые умеют работать с такой техникой.

Поэтому небольшие СТО чаще всего устанавливают компьютерные стенды. А крупные станции приобретают базовые или усовершенствованные версии стендов с восемью цифровыми камерами на подвижных балках. Размер у всех вариантов универсален. Однако грузовые и крупнотоннажные модели транспорта обслуживаются отдельно.

Чтобы заказать профессиональный стенд для СТО, свяжитесь со специалистами компании. В спектр услуг входит консультирование, сопровождение доставки, выписка официальной гарантии и возможное обучение ваших сотрудников. Представленные цены являются выгодными для всех категорий станций технического обслуживания, так как в ассортименте компании предложено оборудование разного ценового сегмента.

Как выбрать стенд сход-развала для автосервиса?

Прежде, чем купить стенд развал-схождения, необходимо определиться с основными требованиями к нему. То, какая именно модель и модификация вам нужна, зависит от целого ряда факторов.

Обслуживаемые автомобили. Если основное число клиентов вашего автосервиса имеют легковые автомобили средней ценовой категории, которым не нужна регулировка задних колес, покупка стенда сход-развал с 3D измерением не будет оправданной. Лучше купить более простой инфракрасный или кордовый стенд.

Нагрузка на оборудование. Сколько именно автомобилей ваш автосервис обслуживает в день? Чем больше их количество, тем быстрее должен работать стенд сход-развала. При выполнении сход-развала для нескольких автомобилей в день вполне достаточно купить инфракрасную или кордовую модель. Если автосервис специализируется на оказании услуг по сход-развалу, лучше купить стенд сход-развал 3D.

Предпочтения клиентов. На практике и при условии, что стенд сход-развала является качественным, точные измерения можно выполнять на любых модификациях: кордовых, 3D и т.п. Использование беспроводных и 3D технологий для сход-развала позволяет ускорить процесс, дает некоторые дополнительные преимущества. Тем не менее, владельцы автомобилей из высокого ценового сегмента предпочитают автосервисы, которые используют для сход-развала максимально современное оборудование. Если вы работаете именно с такими клиентами или у вас официальная дилерская станция, рекомендуем купить 3D стенд сход-развал.

Технические требования. Модель и модификация стенда сход-развала выбирается в том числе с учетом условий монтажа и требований к использованию. Геометрия и площадь бокса, выполнение регулировок на яме либо на подъемнике — эти и другие нюансы необходимо учесть, чтобы купить подходящую модель стенда для сход-развала.

Типы оборудования для проведения сход-развала

Существуют следующие основные виды стендов сход-развала.

Кордовые. При использовании компьютерного кордового стенда сход-развала замеры выполняются по показаниям датчиков, закрепленных на колесах и соединяющихся кордами. Данные от датчиков передаются на компьютер по кабелям. Из-за них использование таких стендов развал-схождения не всегда удобно. Тем не менее, такие модели достаточно надежны, точны. Считаются одними из самых простых в использовании. Мы рекомендуем купить такое оборудование в автосервис с небольшой проходимостью.

Инфракрасные. Принцип работы — тот же, что и у кордовых стендов. Датчики устанавливаются на колеса, для передачи данных используется инфракрасный сигнал. Это делает работу более удобной, быстрой. Такие модели можно рекомендовать купить сервисам со средней проходимостью.

3D стенды. 3D модели измеряют углы установки колес в трех плоскостях, а не в двух, как у стендов сход-развала других типов. Это обеспечивает повышенную точность. Оборудование 3D оснащается камерами. При выполнении замеров на колеса устанавливаются контрастные мишени. Распознавая их, камеры фиксируют положение колес. Данные об этом положении передаются на ПК. Компьютерная программа составляет 3D модель и сравнивает фактические показатели развал-схождения с эталонными. Вся процедура сход-развала при использовании 3D выполняется быстро и с высокой точностью. 3D оборудование рекомендовано для дилерских станций, СТО с высокой проходимостью и т.п.

В ассортименте «Техно Вектор» представлены компьютерные кордовые, инфракрасные и 3D стенды схода-развала. В компании «Технокар», выпускающей стенды «Техно Вектор», можно купить качественное оборудование под любые задачи: для сервисов с любой проходимостью, включая дилерские станции, для обслуживания легковых автомобилей с любой подвеской, а также грузовых авто.

Что такое «развал-схождение», почему так важен?

Все автолюбители знают или слышали о процедуре регулировке «развал-схождение». Однако не все понимают, для чего она выполняется и что регулирует. Приезжая на автомобильный сервис, при выполнении ремонта ходовой части ТС, как правило, мастер рекомендует выполнить регулировку развала и схождения колес. Сегодня мы разберемся, для чего существует данная услуга, что регулирует и насколько важная для транспортного средства.

Что такое развал-схождение для чего его нужно делать?

Развал-схождение автомобильных колес – это очень важная и крайне необходимая процедура регулировки углов. При неверных углах, колеса транспортного средства будут направлены под таким углом, когда начинается резкий износ поверхностного слоя шин. Иногда, автомобильные шины стираются буквально за месяц, что приводит к дорогостоящим затратам по приобретению нового комплекта шин. Углы зависят от марки и модели автомобиля, каждый производитель выставляет свои характеристики. Детально и наглядно про развал-схождение показано на видео-уроке, ниже.

Простыми словами, развал — это угол между наклоном колеса и поверхностью. Существует понятие положительного и отрицательного угла наклона колеса. При первом, угол колеса смещается внутрь, при втором наружу. В любом случае, неправильный угол будет приводить к чрезмерному износу резины.

Интересный факт: в автомобильном спорте и различных гонках, профессиональные водители выставляют отрицательный развал колес. Подобная мера позволяет улучшить реакцию рулевого колеса. От износа это не спасает, но в автоспорте комплект шин может быть использован за один круг, поэтому гонщики редко об этом беспокоятся.

Развал и схождение – это очень важные параметры ходовой части, от них зависит управляемость и безопасность автомобиля. Оба параметра одинаково важно влияют на ходовые характеристики. Многие мастера рекомендуют проверять данные параметры не реже двух раз в год. Если автомобиль эксплуатируется постоянно, процедуру лучше выполнять чаще. Если автомобиль попадает в яму или выбоину на дороге, водителю лучше сразу заехать на СТО и отрегулировать развал. При некоторых ремонтных работах по ходовой части, процедура обязательная, например – замена рычагов подвески или рулевых тяг.

Виды развала

В зависимости от угла наклона колес, существует несколько видов развала.

  1. Отрицательный.
  2. Положительный.

Виды развала колес

Отрицательный развал – угол колеса смещается внутрь колесных арок. Неправильный угол приведет к преждевременному износу резины по крайней кромке колеса. Если водитель заметил, что резина начинает сильно стираться в одном месте, значит необходимо посетить автомобильный сервис.

Читайте также:  Как найти работу в Беларуси

Положительный развал – это когда угол колес смещается наружу. Аналогичная ситуация, как при отрицательном. При неправильном угле, будет происходить преждевременный износ автомобильной шины.

В любом случае, необходима срочная регулировка на профессиональном оборудовании!

Виды схождения

Схождением автомобильных колес называют угол между колесами по направлению движения. Не на всех автомобилях регулируется схождение. Некоторые транспортные средства спроектированы таким образом, что регулируется только передняя ось. Схождение измеряется в миллиметрах или в градусах и минутах.

Стоит отметить, что при неправильном схождении, очень легко определить неисправность. Достаточно повернуть колесо на небольшой скорости автомобиля, если слышен характерный скрип резины, значит нужно срочно общаться на СТО. При неправильном угле схождения, шину может «сожрать» буквально за несколько дней езды. Не пренебрегайте услугами автомобильных станций техобслуживания!

Схождение также бывает 2 видов.

  1. Отрицательное.
  2. Положительное.

Виды схождение колес

По аналогии с развалом, угол колеса будет направлен внутрь либо наружу транспортного средства.

Что такое кастер (кастер или кастор)?

Кастор – производные английского слов caster или castor. Стоит отметить, что оба произношения слова будут правильными. На территории постсоветских стран принято произносить кастор.

Виды кастора колес

Кастором называют угол между вертикальной проекцией оси на продольную плоскость транспортного средства. Проверка и регулировка кастора, редкая процедура, как правило, она выполняется на определенных автомобильных марках. Если говорить просто, кастор обеспечивает выравнивание колес.

Самый простой пример – когда автомобиль самостоятельно выравнивает рулевое колесо при выходе из поворота. Понятие кастор применимо даже к обычному велосипеду, за счет него можно выполнять трюк — езда на велосипеде без руля.

Что такое поперечный угол наклона оси поворота колеса?

Многие владельцы авто могут услышать подобную формулировку на СТО. Данная формулировка и есть кастор. Он выполняет главную функцию по стабилизации колес на поверхности. При правильно установленном касторе, колеса будут сами возвращаться в прямое положение, тем самым пассивно помогая водителю рулить транспортным средством.

На движение автомобиля всегда действуют силы, которые стремятся направить его в противоположное направление. К ним могут относиться углы наклона дорожного полотна, выбоины и неровности дороги, плохое равновесие колес и многое другое. При отсутствии кастора, автомобилисту пришлось бы рулить самостоятельно и вытягивать руль при каждой неровности или повороте.

Как часто надо делать развал-схождение?

С учетом качества наших дорог, процедуру проверки и регулировки лучше делать каждые 10 тыс. пробега для автомобильной классики и 20 тыс. для иномарок. Также желательно делать при сезонной смене покрышек. Данный пробег скорей относится к идеальным условиям езды. Следует учитывать некоторые факторы, которые влияют на развал.

  1. Качество дорожного полотна.
  2. Попадание в ямы, выбоины, удары по ходовой части.
  3. Плановый и внеплановый ремонт ходовой части.
  4. Замена некоторых запчастей (опоры, рычаги и прочее).
  5. Чрезмерный износ покрышек.

Подобные факторы напрямую влияют на изменение углов развала, что приводит к последнему пункту – износу покрышек. Также, рекомендует проводить регулировку развала перед заменой резины с летней на зимнюю и наоборот.

Анимация развала колеса

Как уже говорилось, оптимально выставленные углы, положительно влияют на рулевые характеристики транспортного средства, позволяют сэкономить на покупке комплекта резины, удерживают автомобиль на поверхности и обеспечивают безопасное вождение.

Каждая автомастерская проводит процедуры по-разному. Существует несколько стендов – лазерные, оптические, компьютерные и прочие. Как правило, перед началом регулировки, мастер проверяет все углы наклона, правильность давления в шинах. Для регулировки, параметры атмосферного давления должны быть приведены в равное значение. После чего на автомобильные колеса крепят навесные датчики, с помощью которых мастер измеряет углы наклона. Как правило, все данные попадают на монитор компьютерной системы для последующей регулировки.

Несомненным плюсом процедуры является то, что в процессе можно попросить мастера визуально оценить состояние ходовой части и выявить неисправности. Если мастер профессионал своего дела, он легко может указать на износ шаровых, сайлентблоков и прочих расходных материалов.

Советы автолюбителям

  1. Как показывает практика, автолюбитель обращается в автомастерскую, когда уже произошел износ резины или руль тянет в сторону. Рекомендуется проводить проверку развала и схождения как можно чаще. Даже новый автомобиль, купленный в автосалоне, требует регулировки!
  2. Если автомобиль начало тянуть в сторону, резина быстро стирается по бокам шины – следует срочно обратиться в автосервис. Многие водители игнорируют подобные моменты, что приводит к износу и дорогостоящему ремонту ходовой части.
  3. При нормальной езде, по хорошим дорогам, автопроизводители рекомендуют делать развал-схождение каждые 10-20 тысяч километров пробега. Как минимум перед сменой сезонной резины.
  4. Стоит не забывать про ремонтные работы ходовой части, при которых регулировка жизненно необходима.
    • Снятие рулевой тяги.
    • Снятие шаровых с рычагами, стабилизатора.
    • Ремонт рулевой системы.
    • Снятие и ремонт амортизаторов.

Это лишь малая часть работ, после которых необходимо выполнить развал схождение.

Заключение

При выборе станции обслуживания, лучше предварительно почитать отзывы. Процедура требует особой точности и внимания. В случае если мастер сделает неправильные углы, износ резины гарантирован. Доказать, что после развала автомобиль не попадал в ямы, будет сложно!

При покупке нового автомобиля, многие мастера советуют проверять углы наклона. Очень редко производители выставляют необходимые параметры развала и схождения.

Ложь и правда о выборе стенда развал-схождения

С момента появления первых компьютерных стендов развал-схождения (а это середина 90-х годов) не прекращается лживая реклама производителей и продавцов этих компьютерных стендов, направленная на дискредитацию оптических и лазерных стендов развал-схождения.

Цель этой лжи понятна, как дважды два: заставить потенциального покупателя выбросить лишние 10-20 тысяч долларов и купить более дорогой стенд. Как правило, этим не брезгуют торгаши. Солидные производители, которые сами прекрасно знают и понимают недостатки компьютерных стендов, как правило, до откровенной лжи не опускаются.

Итак, наткнулся я на провокационную и насквозь лживую статью некоего Олега. Статья называется “Почему компьютерный сход-развал лучше лазерного?”

(Также эта статья имеется на форуме, и там же можно почитать незаангажированное обсуждение тезисов этой статьи)

Конечно, здесь ее нужно процитировать полностью, чтобы Вы, читатель, смогли увидеть, какими нечестными путями иногда нечистоплотные продавцы пытаются ввести потенциального покупателя в заблуждение.

Будем ее цитировать эту статью поблочно. Итак, начнем с хорошего:

ЦИТАТА: “Использование компьютера позволяет держать в памяти большой объем информации о разных типах автомобилей, их заводских параметрах, а также набор пошаговых инструкций для оператора. База данных на нашем компьютере обновлялась последний раз 22 марта 2013 года, поэтому в нее попали все модели, выпущенные на автомобильный рынок в 2012 году!” – это единственная ПРАВДА в этой статье. Все остальное – это более-менее завуалированная ложь.

ЦИТАТА: “Многие из клиентов, приезжающих отрегулировать сход-развал, часто задают этот вопрос.

“Лазерный. “, – звучит, конечно, красиво и даже как-то модно.

Но что же происходит при регулировке сход-развала на лазере?

1. “Лазерное” оборудование отличается долговечностью и простотой эксплуатации, а также более низкой стоимостью (но нам, как потребителю, это не важно, не так ли? покупать и эксплуатировать-то не нам))), однако при этом характеризуются и невысокой точностью показаний (дешево хорошо не бывает). Сразу замечу интересную особенность: стоимость (цена) на регулировку сход-развала на лазере и на компьютере практически одинакова! И там, и здесь в среднем 600-700 рублей) Вот и получается, что пользуются регулировщики нашей неосведомленностью в этом вопросе и берут дорого за то, что должно стоить гораздо дешевле!”

ПРАВДА: ” “Лазерное” оборудование отличается долговечностью и простотой эксплуатации, а также более низкой стоимостью”. Остальное – ложь и передергивание.

Во-первых, оптические и лазерные стенды являются априори более точными, чем компьютерные. Это знают все специалисты своего дела. Другое дело, что если стенд неправильно откалиброван, то он дает погрешность измерений, связанных с неправильной калибровкой. Однако, данное замечание касается и компьютерных стендов. Если компьютерный стенд неправильно откалиброван – он будет так же само врать.

Во-вторых, стоимость регулировки одинакова потому, что еще не придумано стендов, которые бы сами делали регулировку, без участия человека. Регулировка делается мастером. Некоторые мастера делают регулировку вообще “на глазок”, без каких-либо стендов, будь то лазерных или компьютерных, и у них неплохо получается. Если следовать логике автора (Олега), так получается что, вообще мастеру не платить денег за регулировку, если он ее сделал хорошо, но сделал “на глазок” или при помощи линейки?

В-третьих, автор здесь не разделяет понятия “диагностика” и “регулировка”. Может вообще быть такой вид услуги, как просто продиагностировать исправность подвески, посмотреть состояние шаровых опор, сайлент-блоков, тяг, и т.п.

ЦИТАТА: “2. Еще один существенный недостаток лазерного сход-развала – возможность единовременного диагностирования только одной оси – передней или задней. Если регулируется передняя ось, можно не заметить погрешность углов заднего моста, которые влияют на устойчивость и управляемость транспортного средства.

3. На оптическом стенде для проверки сход-развала нельзя оценить повернутость заднего моста, определяющую так называемый «угол движения» автомобиля. В результате сохраняется вероятность наклона руля в процессе движения по прямой.”

Хотелось бы посоветовать автору не обобщать все модели оптических и лазерных стендов, и сваливать всё в одну кучу. Существует лазерный стенд, способный измерять углы установки всех четырех колес без переката автомобиля, а также смещение и перекос переднего моста относительно заднего.

ЦИТАТА:”А как на компьютере?

Во-первых, сход развал на стендах данного вида определяется без вышеперечисленных помех.”

Непонятно, о каких “помехах” идет речь?

“При работе выявляются все особенности геометрии кузова, так как диагностируются одновременно оба моста, их взаимное расположение относительно оси симметрии (смещение, повернутость и т.п.).”

ЦИТАТА:”Еще одним неоспоримым преимуществом компьютерной проверки сход развала является получение распечатки результатов.”

Господин автор, наверное, не понимает, что распечатку печатает не стенд, а принтер. При необходимости, напечатать распечатку результатов может кто угодно, используя настольный компьютер и принтер, даже при использовании обычного лазерного стенда. Было бы желание.

ЦИТАТА:”В то же время компьютерные стенды, обладающие незамкнутым контуром измерения (датчики вывешиваются в этом случае только на 2 колеса), и стенды старых годов выпуска с несовершенными программами, могут отставать по функциональности даже от оптических. Т.е. при выборе места регулировки компьютерного сход-развала важно учитывать множество параметров!”

Автор Олег наверное и не подозревает о том, что даже продавцы компьютерных стендов старых годов выпуска печатали в журналах и в интернете подобные примитивные статейки, в которых утверждали так же само, что ИХ новейшие компьютерные стенды (в то время – самые что ни на есть новейшие и самые красивые да импортные, а сегодня – обычные “стенды старых годов выпуска”) намного лучше “устаревших” лазерных стендов.

Читайте также:  Как проверить подлинность справки

Подумайте сами: если компьютерные стенды такие хорошие изначально – зачем же их все время усовершенствуют? Ведь еще 20 лет назад говорили, что компьютерные стенды намного точнее лазерных. И при этом стыдливо умалчивали, что компьютерные стенды должны ежегодно поверяться при помощи специальной юстировочной рамы, иначе их показаниям уже через полтора-два года можно не доверять.

Если самые первые компьютерные стенды уже тогда были по словам подобных авторов на голову выше лазерных, то зачем же на смену компьютерным стендам с кордовой связью пришли компьютерные стенды с инфракрасной лазерной связью? И так далее, и так далее, и в конце-концов, появились 3D-стенды, которые на две головы точнее и в сто раз лучше тех, самых первых компьютерных стендов. Которые уже тогда якобы были лычше лазерных.

И почему сегодня на смену 3D-стендам уже приходят 4D- и 5D-стенды, которые на голову лучше этих новейших распрекрасных 3D-стендов, хотя и эти 3D-стенды уже такие распрекрасные и распреточные, что дальше некуда? И ровного пола не требуют, и юстировки не требуют, и квалифицированного обслуживающего персонала не требуют, и еще куча всяческих ноу-хау там воплощены, а все равно через 3-5 лет их выбросят на свалку, а им на смену придут еще более новые и более точные 4D- и 5D-стенды.

И при всем при этом лазерные стенды продолжают производиться и использоваться.

ЦИТАТА:”На нашем стенде обмен между датчиками на центральную станцию передача данных идет по радиоканалу. Это более современный и помехоустойчивый вариант, чем просто инфракрасный стенд. К тому же, на таких стендах центральную станцию можно ставить где угодно, нет кабелей и проводов, более высокая, чем у кордовых стендов, скорость работы, присутствует опция «компенсации биения методом прокатки».”

На лазерном стенде обмен данными идет по оптическому визуальному каналу. Это еще более помехоустойчивый вариант, чем ваш радиоканал, господин Олег. Но он не современный, а древний, и практически не требует никакого дополнительного оборудования. И центральная станция такого лазерного стенда обычно находится в яме и крутит гайки.

Обратим внимание читателя на ключевое слово “нашем” в первом предложении.
Все очень просто: Олегу купили новую игрушку, и он просто пишет рекламную статью о своем навороченном импортном стенде, мало задумываясь о том, правда это или ложь.

ЦИТАТА:”Вот так. Теперь Вы знаете, в чем разница между лазерным и компьютерным сход-развалом. Надеюсь, эта статья была для Вас полезна!))) С уважением, Олег.”

Конечно, Олег, эта статья была для нас полезна, потому что еще раз дала нам повод убедиться в том, что компьютерные стенды развал-схождения еще не скоро победят здравый смысл.

Немаловажно понимать, что основную роль всюду, везде и всегда играет человеческий фактор. Клиент, пригнавший свой автомобиль на СТО, не может наперед знать, какой квалификации мастер скрывается за дорогим красивым импортным компьютерным стендом. Это может быть как хороший специалист, так и, образно выражаясь, обезьяна, которую научили клацать мышкой и нажимать определенные кнопки. Не факт, что этот мастер “второго типа” вообще представляет себе то, как влияют углы установки колес на движение автомобиля, безопасность водителя и износ шин.

На компьютерных стендах зачастую работают молодые, приглашенные после ПТУ или техникума ребята. Лазерные стенды, чаще всего, используют люди с опытом, работающие на себя, а не на дядю. Такие люди не могут себе позволить выбросить “лишние” 5-10-15 тысяч долларов, зная, что 95% времени этот новый навороченный стенд будет просто простаивать вхолостую. Так как львиную долю затрат времени занимают процедуры замены деталей ходовой части, а собственно регулировка углов – 10-15 минут.

В заключение, чтобы вы окончательно убедились, что не все то золото, что блестит, предлагаем еще раз посмотреть видео с автоцентра “Атлант-М Лепсе”:

Три расхожих заблуждения о развал-схождении колес

Все четыре колеса на автомобиле должны быть установлены под определенным углом. Если мы посмотрим на машину спереди или сзади и увидим, что колеса расположены не строго параллельно друг-другу, а под значительным углом, то у них не отрегулирован развал. А если посмотреть на машину сверху и заметить аналогичную неровность, то очевидно, что у колес нарушено схождение.

Правильная настройка углов установки колес, что в обиходе и называется «развал-схождением», обеспечивает при движении автомобиля оптимальный контакт шины с поверхностью дороги. От этого зависит не только преждевременный износ «резины», но самое главное — устойчивость машины и ее управляемость, а следовательно — безопасность дорожного движения.

Миф 1: раз в сезон

Не верьте официальным сайтам автосревисов, которые рекомендуют регулировать развал-схождение строго раз в сезон. Чем чаще к ним будут обращаться клиенты, тем им выгодней. Но это имеет смысл только в одном случае — когда у летних и зимних колес разный размер. Например, если летом ваш автомобиль обут в низкопрофильные 19-дюймовые шины, а зимой — в практичные 17-дюймовые, вам действительно придется тратиться на развал-схождение раз в межсезонье. А при одинаковых размерах сезонных покрышек регулировать углы необязательно.

Миф 2: самостоятельная настройка

Многим приходилось слышать байки, как водители старшего поколения в советские времена умудрялись своими силами настраивать углы установки колес у своих «ласточек». Но речь в таких случаях идет о «Жигулях» или старинных иномарках с простой подвеской.

Самостоятельно сделать развал-схождение в современных машинах где-нибудь в гараже у подавляющего большинства автовладельцев не получится. Для этого требуется специальное оборудование и умение им пользоваться, поэтому лучше не экономить на такой процедуре и не отдавать машину всякого рода гаражным мастерам. К тому же не стоит забывать, что перед регулировкой рекомендуется пройти полноценную диагностику подвески.

Миф 3: идеальная настройка — 0 градусов

Как уверяют эксперты, «нулевой» угол развала обеспечивает максимальное пятно контакта колеса с дорогой только в положении руль прямо. То есть в этом случае на прямой траектории машина управляется оптимально. Однако при повороте колесо наклоняется на несколько градусов, пятно контакта уменьшается, и складывается противоположный эффект: машина уже менее устойчива и хуже тормозит. Так что идеальные углы колес на «легковушках» действительно близки к нулю, но редко, когда совпадают с этим параметром.

Что будет, если постирать ключ зажигания автомобиля в стиральной машине

Почему в России не выгодно строить дороги, не требующие ремонта

Для каждой конкретной модели размеры рассчитываются отдельно в зависимости от ее массы, габаритов, технических характеристик двигателя, подвески, тормозной системы, предполагаемых режимов эксплуатации автомобиля и многого другого.

В программное обеспечение специального компьютерного оборудования для регулировки развала-схождения заложены заводские параметры определенных моделей, и мастеру остается выбрать нужные настройки.

Когда необходима регулировка

Самым распространенным признаком неотрегулированного развал-схождения считаются неравномерно стертые шины с наружной или внутренней стороны. Обычно это сопровождается следующим явлением: во время движения по ровной дороге машина «рыскает» или ее тянет в сторону, несмотря на то, что руль удерживается в прямом положении. В случае торможения автомобиль также заметно уводит в бок или даже заносит. Иногда при поворотах руль тяжелеет и требует дополнительного усилия. Все это можно считать явными сигналами для необходимости проверить у специалистов настройки угла колес.

Кроме того, регулировка развал-схождения требуется после замены рулевых тяг или наконечников, стоек стабилизатора, рычагов, ступичных или опорных подшипников, шаровых опор или после любого другого ремонта ходовой части, затрагивающего эти узлы.

Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать

Наверняка вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону или кто-то из знакомых жаловался, что “пора бы мне уже съездить проверить развал”, хотя при это был категорически не прав. То, что в народе привычно называют “развал-схождение” — это замер и выставление углов установки колёс. Причём помимо собственно угла развала и угла схождений есть ещё и третий угол, ничуть не менее важный.

Что такое углы установки колес?

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто “домиком”, при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно “сходясь навстречу” друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение).

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, “смотрит вперёд”.

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Почему на разных машинах углы бывают разными?

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой.

На автомобилях с мягкой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.

Читайте также:  Что такое ремонт

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес?

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же “восьмерке”, с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может “гулять” в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти “плюсовых” минут имеет законное право “уходить в минус”.

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника

Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон

Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу

Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям.

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы?

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).

Свои углы» могут выглядеть примерно так

Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10′ на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле.

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно.

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Ссылка на основную публикацию