Сколько платят учителям за классное руководство

Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)

Классное руководство, ЕГЭ и проверка тетрадей: за что не платят учителю в школе (хотя должны)

Количество рабочих часов, проверка тетрадей, подготовка к урокам, классное руководство (а вместе с ним экскурсии и турпоходы), работа на ОГЭ и ЕГЭ. За всё это учителям, по идее, должны платить. Но не всегда. Корреспондент «Вестей образования» Ольга Дашковская разбиралась, из чего состоит зарплата педагогов и почему они так мало получают.

Деньги на школы выделяют в зависимости от количества учеников. Какую сумму установить на одного ребёнка — решают власти в регионах. В государственные школы (ГБОУ) деньги приходят прямо из региона, а если школы муниципальные (МБОУ), то средства идут сначала в муниципалитеты, а потом в школы.

По словам эксперта Института проблем образовательной «Эврика» Натальи Шадриной, одна из проблем муниципальных школ в том, что иногда муниципалитет перераспределяет субсидии между школами. Другими словами, они доходят до некоторых школ не полностью. Средний норматив по стране — 50-60 000 рублей на одного ученика в год, в некоторых регионах ещё меньше.

Из чего состоит зарплата учителя

Зарплата учителя состоит из базовой части, компенсационных выплат за особые условия (например, работа в ночное время) и платы за дополнительной работу (заведование кабинетом, проверка тетрадей, классное руководство, занятия с отстающими и так далее). Они должны выплачиваться в течение учебного года независимо ни от чего. Ещё есть стимулирующие надбавки, которые якобы зависят от результатов работы. Реально начисление стимулирующих зависит от школьной администрации и поэтому вызывает часто недовольство.

Базовая часть зарплаты зависит от стоимости урока (часа аудиторной нагрузки) и количества этих уроков в неделю. Поскольку нормативы на ученика определяют региональные власти, стоимость одного часа может сильно различаться. Учитываются и коэффициенты: сельские, северные, дальневосточные, за стаж, специфику работы и так далее. Размер компенсационных выплат тоже зависит от региональных бюджетов. Так, оплата за классное руководство может быть фиксированной, а может идти процентом от оклада.

В Москве фиксированную надбавку за работу за работу (за выполнение обязанностей) классного руководителя планируют повысить до 15 000 рублей. В регионах в среднем её размер от 800 до 3000 рублей. Откуда взялись эти цифры? В 2006 году вышло постановление о вознаграждении за классное руководство в размере 1000 рублей в месяц. Субсидии на это выплачивались регионам из федерального бюджета. Деньги перестали перечислять после нового закона «Об образовании». То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате перешли субъектам России.

Иногда доплаты за классное руководство назначают по второй схеме, и они зависят от величины оклада. Если оклад мизерный (от 5 до 10 000 рублей, как это чаще бывает), то и доплаты такие же. «В конце этого учебного года у нас вновь работала комиссия по изменению положений об оплате труда, — рассказывает учитель Евгения Шарыгина из Бийска, Алтайский край. — Нашим краевым министерством дали рекомендации по оплате проверки тетрадей, за заведование кабинетом, классное руководство, нет только оплаты консультаций ЕГЭ. И всё бы хорошо, но осталась неизменной оплата ставки: за высшую категорию — 5 656 рублей, а все выплаты идут в процентах от оклада и получаются копейки».

Как посчитать рабочее время

Помимо проведения уроков, учитель делает много всего другого. Он готовит уроки, составляет учебный план, участвует в педсоветах и общается с родителями учащихся. Всё это входит в его обязанности, поэтому не оплачивается отдельно.

«Именно потому, что невозможно и не нужно учитывать время, которое тратит учитель на всё это, и ввели понятие „ненормированная часть рабочего времени учителя“, — объясняет представитель межрегионального профсоюза „Учитель“ Всеволод Луховицкий. — К сожалению, у директоров возникает совершенно естественное желание вместить в эту ненормируемую часть как можно больше тех видов работ, которые нужно оплачивать: дополнительные занятия, подготовку к конкурсам и олимпиадам и так далее. Поскольку денег у школы мало, директор убеждает педагогов работать бесплатно. А чиновники делают всё для того, чтобы это желание опиралось на нормативные акты».

К ненормируемой части относится участие в разных мероприятиях: концертах, конкурсах, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях и тому подобное. За счёт этого приказа директора могут законно не оплачивать учителям большую часть их работы.

По словам сотрудника Аналитического центра при правительстве России Инны Каракчиевой, преподавание занимает около 45% времени педагога, ещё 25% уходит на подготовку учебного процесса, а оставшиеся 30% — это внеурочная работа и организационно-педагогическая деятельность, которая чаще не оплачивается.

За что учителям должны платить, но нет

Учитель из Санкт-Петербурга Марина Балуева составила свой список работ, которые пытаются причислить к «обязанностям» и никак не оплачивают.

1. Классное руководство. Где-то за него платят 800-1500 рублей, очень редко — 3000. Хотя по объему это полноценная работа на отдельную ставку.

2. Проверка тетрадей. 100 рублей в месяц. Или вообще не оплачивается.

3. Работа с отстающими учениками. Оплачивается очень редко.

4. Школьная газета, театр, экскурсии, конкурсы. Кто-то не доплачивает, кто-то откупается редкими премиями, другие считают за 1-2 учебных часа.

Все эти поездки и внеклассная работа (подготовка к праздникам, фестивалям, конкурсам), по словам Марии Балуевой, отнимают много времени и часто в выходные дни, но совсем не оплачиваются. Зато учителей часто привлекают к уборке или ремонту в школе. Отказаться они, конечно, не могут.

«Проще сказать о том, за что платят учителю, — говорит учитель Анна Инютина из Ижевска. — Платят за количество учебных часов, за классное руководство (1500-2000 рублей в месяц), за проверку тетрадей (тоже жалкие копейки). У нас, в Удмуртии, ещё есть надбавка за категорию. Пожалуй, всё. К примеру, в прошлом учебном году за одну ставку (18 учебных часов в неделю) я получила 14 000 рублей, куда вошли доплаты за высшую категорию и региональный коэффициент».

Чаще всего учителя жалуются, что никак не оплачивается работа с отстающими учениками, внеурочные консультации к экзаменам, организация и проведение мероприятий, экскурсии, подготовка к конкурсам и конференциям. А с недавних пор ещё и не оплачивают принудительную работу в выходные дни (например, во время выборов).

Оплата работы на ОГЭ и ЕГЭ

До сих пор закон регулировал только оплату за работу на ЕГЭ. В результате учителя на ОГЭ работали бесплатно, но и за работу на ЕГЭ не получали никаких доплат.

Зимой 2017 года в Татарстане случился скандал, когда правительство республики заявило, что один час проверки работ на ЕГЭ будет стоить 19 рублей. «Работа учителя на ГИА никак не оформляется юридически. С учителем не заключают договор, хотя в должностные обязанности этот вид деятельности не входит, — поясняет Всеволод Луховицкий. — В некоторых регионах решили платить из стимулирующего фонда, а по закону регион должен выделять эти средства отдельной статьёй. Учителя подают в суд, но чаще судьи выносят решения в пользу региональных властей. Причина — плохая формулировка самой нормы».

В начале июля 2018-го были приняты поправки в закон «Об образовании», которые обязывают оплачивать работу учителя не только на ЕГЭ, но и ОГЭ. Правда, новая формулировка не уточняет, какую именно работу надо оплачивать. Потому что работа организаторов в пунктах проведения экзаменов, есть техническая подготовка аудиторий, а есть проверка работ.

Что насчёт стимулирующих выплат

1 декабря 2008 года в школах, как и в других бюджетных организациях страны, ввели Новую систему оплаты труда (НСОТ), которая предполагает стимулирующие надбавки за результаты учительской работы. Но эта система на практике себя не оправдала. В докладе профсоюза «Учитель» расписаны все её недостатки, включая недофинансирование и как следствие маленький фонд оплаты труда.

Стимулирующие выплаты — это часть зарплаты, которую школа сама распределяет между педагогами из общего фонда оплаты труда организации. Комиссия учитывает заслуги учителя: оценки и учебные достижения его учеников, внеурочную работу и так далее.

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, признаёт, что стимулирующий фонд не оправдал себя: «За счёт него повышают зарплаты технического персонала, когда повышается МРОТ. В итоге так ставки техперсонала оказываются выше ставок учителей».

По словам Инны Каракчиевой из Аналитического центра при правительстве России, при нехватке общего объёма средств стимулирующая часть фонда оплаты труда уменьшается, и педагог за одинаковые достижения в разное время года получает разный размер вознаграждения. Поскольку в некоторых школах доплата за педагогическую категорию входит в стимулирующую часть, то этот показатель по общеобразовательным организациям регионов страны составляет от 0 до 15%. «Это привело к тому, что в школах, где в стимулирующей части доплата за категории отсутствует, учителя отказываются проходить аттестацию на первую или высшую категорию, — объясняет Каракчиева. — Это снижает уровень профессионализма педагогов».

Ещё один недостаток НСОТ — непрозрачность распределения стимулирующих выплат. Стимулирующий фонд существует, но куда он «уплывает», учителя не в курсе.

Есть ли шанс как-то повысить зарплату

Получается, единственный выход для учителя — набрать побольше часов. Кстати, только благодаря большой нагрузке учителей, регионам удаётся хоть как-то отчитаться о выполнении майских указов президента.

Средняя нагрузка педагога по стране — 1,4 ставки

«Зарплата за одну ставку как минимум в полтора раза ниже средней по России, — утверждает Олег Смолин. — Мы неоднократно вносили в Госдуму законопроект, согласно которому средняя зарплата за одну базовую ставку равна средней зарплате по региону, но эти попытки не увенчались успехом. Профсоюз „Учитель“ обратился к нам с просьбой внести ещё одну версию законопроекта: повысить базовую ставку учительского труда до двух МРОТ по региону. Мы будем варьировать разные версии закона по зарплате педработников до тех пор, пока один из них не будет принят».

Но это, как говорится, журавль в небе.

С 1 сентября 2018 года правительство Кировской области приняло решение приравнять базовую ставку учительской зарплаты к МРОТ — 11 163 рубля. Теперь гарантированная часть зарплаты школьных педагогов вырастет с 60% до 75% от общей зарплаты учителя. Всё остальное — компенсационные и стимулирующие выплаты. Но и последние тоже постепенно будут расти. Например, за классное руководство будут доплачивать до 15% от оклада, а надбавки за стаж могут доходить до 35%.

«Новое положение — пример, на его основе каждая образовательная организация области должна разработать свой документ, — считает заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов. — Благодаря увеличению оклада произойдёт уменьшение нефиксированной части зарплаты, которая в некоторых организациях начислялась руководителем школы по отношению к учителям субъективно».

По данным мониторинга Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, в 2016 году 65,2% учителей были недовольны своей зарплатой, в 2017-м — 59,8%.

Вот как комментирует эти цифры директор Центра Татьяна Клячко: «В 2017 году ситуация улучшилась, перед выборами президента регионы всеми силами стремились повысить и выровнять зарплаты учителей. В 2018 году, видимо, вновь следует ожидать рост недовольства, так как у регионов особых ресурсов на повышение зарплат не осталось. За исключением регионов, где пройдут выборы губернаторов».

Остаётся надеяться, что губернаторы выполнят предвыборные обещания, и жизнь российского учителя станет немного (или намного) лучше.

Оплата за классное руководство

Как рассчитывается оплата за классное руководство в школе? Какой оклад – базовый или должностной – берется за основу? Каково процентное исчисление такой оплаты в РФ? Может ли руководство школы самостоятельно изменять проценты?

Надеюсь,что верно сформулировала . Заранее спасибо!

Ответы юристов ( 1 )

Ольга! Сформулировали Вы верно, но я не знаю какой Вы учитель, в каком регионе живете, поэтому ответ общий надеюсь Вы сами найдете ответ на Ваш вопрос.Если нет звоните.

Чтобы получать ставку заработной платы, учителю нужно
отработать:

36 часов в неделю должны
отработать старшие воспитатели, воспитатели дошкольных образовательных
учреждений (кроме тех категорий, которым разрешено работать меньше),
воспитатели учреждений дополнительного образования детей, педагоги-психологи;

30 часов в неделю должны
трудиться старшие воспитатели, воспитатели других образовательных учреждений;

25 часов в неделю обязаны
трудиться воспитатели специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(групп) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (неслышащих,
слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, поздноослепших, с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том
числе для детей, больных сколиозом, с задержкой психологического развития, для
умственно отсталых детей);

20 часов преподавательской
(педагогической) работы в неделю должны отрабатывать учителя I-IV классов,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи;

18 часов преподавательской
работы в неделю предписывается иметь учителям V-XI (XII) классов
образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Ставки зарплаты педагогическим
работникам устанавливаются исходя из рабочего времени, исчияемого в
астрономических часах (60 минут каждый), но с учетом коротких перерывов
(перемен) между уроками или другими видами занятий.

Если учитель перевыполнил установленное для получения ставки количество
часов, ему полагается доплата, исчисляемая в соответствии со ставкой в
ординарном размере.

учитель начальных классов, в
которых уроки иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и
физкультуры ведут учителя-специалисты,

учитель I-IV классов
национальной (нерусской) сельской общеобразовательной школы, которые не могут
вести уроки русского языка вследствие своей подготовки,

учитель русского языка
национального (нерусского) сельского начального общеобразовательного
учреждения,

учитель физкультуры
сельского общеобразовательного учреждения, учитель иностранного языка
общеобразовательного учреждения, расположенного в поселке лесозаготовительного
и сплавного предприятий, химлесхозов, при возложении на них в счет сохраняемой
полной ставки учителя обязанностей (или части обязанностей) соответственно по
организации внеурочной работы по физвоспитанию, проверке письменных работ,
классному руководству

то Вам должна
гарантироваться выплата ставки заработной платы в полном размере при условии
догруза до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Если учитель IV класса не
преподает музыку, физкультуру и изобразительное искусство своим ученикам (то
есть теряет при этом 4 часа в неделю из 22 возможных по учебному плану часов
при пятидневной учебной неделе), то ему могут поручить педагогическую работу в
группе продленного дня 2 часа в неделю). Таким образом, он наберет норму часов
(20) для того, чтобы получать ставку заработной платы.

Если учитель отработает в
группе продленного дня не 2, а 4 и больше часов в неделю. В этом случае ему
должны оплачивать эту работу сверх нормы, в порядке, предусмотренном для оплаты
труда воспитателя группы продленного дня.

Учебная нагрузка – учебные часы, предусмотренные в инвариантной
части Базисного учебного плана. На основе этих часов определяется максимальный
объем учебной нагрузки для обучающихся, распределяется учебное время, отводимое
на освоение так называемого федерального компонента (объема знаний,
обязательного для изучения всеми школьниками России), а также часы, предусмотренные
в вариативной части, используемые для реализации регионального компонента
(объема знаний, обязательного для изучения школьниками данного региона) и
компонента общеобразовательного учреждения (объема знаний, предлагаемых школой
своим ученикам по тем или иным соображениям — для углубленного изучения
предметов, на изучения курсов по выбору, факультативов, индивидуальных и
групповых занятий и т.д.). Если класс делится на подгруппы для изучения
отдельных предметов (например, иностранного языка), то часы, отводимые на
занятия с этими подгруппами, тоже относят к учебной нагрузке учителя.

Читайте также:  Как узнать в какие войска попадешь

Если учитель в свободной от
учебной работы время работает воспитателем или руководителем секции, кружка,
если он оказывает платные образовательные услуги, то часы, потраченные им на
эти занятия, в его учебную нагрузку не входят.

Если учитель, которого замещают, отсутствует более двух месяцев, то
работа педагога, работающего вместо него, оплачивается по-другому. Производится
перерасчет заработной платы этого педагога, при этом его недельная учебная
нагрузка увеличивается, а в тарификацию вносятся соответствующие изменения.
Расчет ведется с того дня, когда это замещение началось, при этом учитываются
все часы фактически выполненной преподавательской работы и размер выплаченной
почасовой оплаты труда.

Размер почасовой оплаты за
один час преподавательской работы определяется так. Берется месячная ставка
заработной платы педагогического работника (в соответствии с разрядом ЕТС) за
установленную норму часов педагогической работы в неделю и делится на
среднемесячное количество рабочих часов. Для учителей V-XI (XII) классов в 2000
и 2001 году среднемесячное количество рабочих часов составляет 75,0, для
учителей I-IV классов — 83,33.

Правительство РФ утвердило
«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (19 марта 2001
г., N 196), в котором есть пункт 66, предусматривающий, что объем учебной
нагрузки (педагогической работы), установленный в начале учебного года, не
может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации.
Исключения составляют случаи, когда уменьшается количество часов по учебным
планам и программам, когда сокращается количество классов.

Если учитель в течение этих
двух месяцев заменяет другого учителя он
должен получать заработную плату,
которая ему установлена при тарификации на период, предшествующий уменьшению
учебной нагрузки.

После истечения двух
месяцев, когда учебная нагрузка уменьшается по сравнению с той, что была
установлена при тарификации, учителю до конца учебного года выплачивается:

— заработная плата за
фактическое число учебных часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной
нормы за ставку,

— заработная плата в размере
ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их
невозможно догрузить педагогической работой до этой нормы;

— заработная плата,
установленная при тарификации, если при тарификации учебная нагрузка была
установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической
работой до нормы.

Если в учебном году не
предвидится уменьшения часов по учебным планам, программам и количества
классов, то объем учебной нагрузки, установленный учителю в текущем учебном
году, не может быть уменьшен в следующем только потому, что так хочет администрация
школы.

Если образовательное учреждение является основным местом работы учителя, то
объем учебной нагрузки и преемственность преподавания предметов в классах,
сохраняется в новом учебном году.

Если администрация хочет
увеличить или уменьшить нагрузку учителю в учебном году, она должна получить на
то его письменное согласие. Тем более что верхнего предела нагрузки, которая
может быть установлена педагогическим работникам, нет. Поэтому, кстати, учителя
и работают, не щадя себя, давая в день по восемь, девять и даже по двенадцать
уроков.

7-й разряд — среднее
профессиональное образование (без предъявления, требований к стажу работы);

8-й разряд — высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу
педагогической работы) или среднее профессиональное образование, стаж
педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10
лет;

10-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 5 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения);

12-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 10 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения), либо II
квалификационная категория;

13-й разряд — I
квалификационная категория;

14-й разряд — высшая
квалификационная категория.

Разряды для учителя-логопеда,
учителя-дефектолога:

8-й разряд — высшее
дефектологическое образование (без предъявления требований к стажу работы);

9-й разряд — высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й разряд — высшее дефектологическое
образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й разряд — высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й разряд — высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II
квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование, стаж
работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для
работающих в этих учреждениях);

13-й разряд — профессиональное образование, стаж работы в психолого-медико-педагогической
консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й разряд — высшая
квалификационная категория либо высшее профессиональное образование, стаж
работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для
работающих в этих учреждениях).

Разряды для воспитателя
(включая старшего):

7-й разряд — среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы),

8-й разряд — высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10
лет, либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы не
менее 1 года (для старшего воспитателя);

10-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет,
либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5
лет (для старшего воспитателя);

11-й разряд — высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее профессиональное образование, и стаж педагогической работы от 5 до 10
лет (для старшего воспитателя);

12-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II
квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование, стаж
педагогической работы свыше 10 лет (для старшего воспитателя);

13-й разряд — I
квалификационная категория (для воспитателя и старшего воспитателя);

14-й разряд — высшая
квалификационная категория (для воспитателя и старшего воспитателя).

7-й разряд — среднее
психологическое или среднее педагогическое; образование с дополнительной
специальностью «Психология» (без предъявления требований к стажу
работы);

8-й разряд — высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология» (без предъявления требований к стажу
работы) или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с
дополнительной специальностью «Психология», стаж педагогической
работы (работы по специальности) от 2 до 4 дет;

9-й разряд — высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее
педагогическое образование с дополнительной специальностью
«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности) от
4 до б лет;

10-й разряд — высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее
педагогическое образование с дополнительной специальностью
«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности)
свыше 6 лет;

11-й разряд — высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 6 до 10 лет;

12-й разряд — высшее
психологическое или высшее педагогические образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) свыше 10 лет или 11-я квалификационная категория;

13-й разряд — I
квалификационная категория;

14-й разряд — высшая
квалификационная категория.

Разряды педагогов дополнительного образования:

6-7-й разряды — среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы);

8-й разряд — высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11-й разряд — высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

12-й разряд — II
квалификационная категория;

13-й разряд — I
квалификационная категория;

14-й разряд — высшая
квалификационная категория.

За что московские учителя получают по 100 000 рублей в месяц

В СРЕДНЕМ ВСЕ ХОРОШО

– Средний заработок московского учителя – 54 – 55 тысяч рублей в месяц, – гордо рапортует пресс-служба Департамента образования столицы. – Это выше средней зарплаты по городу. Максимальные заработные платы – больше 300 тысяч рублей в месяц. Но это у отдельных, самых исключительных педагогов. А просто хороший учитель может получать больше 100 тысяч рублей.

Вот это да! Еще недавно профессия учителя была синонимом слова «нищий». А теперь, работая в школе, можно получать больше, чем в офисе! Видимо, не зря этим летом многие абитуриенты принесли заявления в приемные комиссии педвузов.

И все-таки каким образом столичные педагоги разбогатели? Как работает новый механизм финансирования школ и оплаты работы учителей? Я практически наугад выбрал обычную школу на окраине Москвы .

Центр образования № 775 находится в Люблине . По соседству – сильная гимназия и еще недавно был математический лицей. Туда уходили учиться способные ребята, а в 775-й занимались «обычные». В общем, «очень средняя» общеобразовательная школа. Восемь лет назад центру образования построили новое здание – старое совсем обветшало.

– У нас в этом году за парты сели 812 учеников, – рассказывает директор

775-й Елизавета Чиркова. – С ними работают 63 учителя – 54 на полную ставку и девять совместителей. Средняя зарплата педагога в нашей школе – 73 тысячи рублей в месяц.

– Откуда такие деньги?

– Смотрите. Финансирование сейчас зависит от количества учащихся. У нас детей много. Поэтому от государства получаем в год 101 миллион рублей. Каждый месяц 6,3 миллиона рублей выделяем на заработные платы. Управляющий совет определил, как начислять деньги каждому педагогу. Есть система показателей – учитываются категория, звание (заслуженный учитель, например), успехи учеников, внеклассная работа. Дальше – простая арифметика. Кто на сколько наработал, тому столько и причитается.

– У вас большой разброс заработных плат?

– Не очень. Начинающие учителя получают по 55 – 57 тысяч рублей. Больше других зарабатывают преподаватели иностранного языка (у них особый повышающий коэффициент) и математики. У них у всех в месяц около 100 тысяч рублей выходит.

Татьяна Караваева зарабатывает больше всех в школе. Фото: Аца КОШТЭ

УРОК АРИФМЕТИКИ

Чтобы разобраться, как складывается зарплата педагога, я попросил разрешения «заглянуть в карман» одному из учителей. Учитель математики Татьяна Андреевна Караваева согласилась раскрыть тайны своего бюджета. У Караваевой стаж 25 лет. Заработная плата 101 тысяча рублей в месяц.

У Татьяны Андреевны хрестоматийная судьба учительницы. В 1980-х окончила барнаульский педвуз. Вышла замуж за молодого офицера и отправилась вместе с мужем по гарнизонам. Пожить и поработать довелось везде: от Владивостока до Таджикистана . Каждая новая звездочка на погонах любимого – новый уголок СССР , новая школа, новые ученики. И так до следующего назначения.

Восемь лет назад мужа перевели в Москву. Татьяна Андреевна пришла на биржу труда и получила направление в школу № 775.

– Мне пешком до школы – минут двадцать. К восьми я уже здесь, – рассказывает Татьяна Андреевна. – Пока подготовлю все – уже первый урок. После занятий проверяю тетради, потом консультации, помогаю ребятам проекты делать. В общем, как минимум до шести я в школе.

В общем, самая обычная жизнь обычной учительницы, которая честно выполняет свою работу. Почему тогда такая большая заработная плата? Это какое-то особое отношение?

– Это арифметика – у нас не директор решает, кому что доплачивать – зарплата рассчитывается по единой для всех схеме, – уверяет директор Елизавета Чиркова. – Татьяна Андреевна – очень хороший учитель. Но я сама несколько удивилась, когда обнаружила, что она зарабатывает больше всех в школе.

КСТАТИ

Меньше всех в школе № 775 получает молодая учительница английского языка. Она работает первый год, у нее нет стимулирующих выплат. Категорий и званий тоже получить еще не успела. Нагрузки всего 18 часов – каждый день в 14.00 она уже дома. Еще пара часов уходит на проверку тетрадей и подготовку к урокам. В общей сложности ей начисляют 66 тысяч рублей «грязными». После вычета налогов на руки она получает 57 400 рублей.

В 775-й учатся 815 учеников. Фото: Аца КОШТЭ

КОММЕНТАРИЙ ДИРЕКТОРА

Елизавета ЧИРКОВА, директор школы № 775:

– При переходе на новую систему финансирования и оплаты мы должны были придумать такой алгоритм расчета, чтобы все учителя получали не меньше, чем раньше. Этого требовал закон. Поэтому ввели коэффициенты и надбавки «значкистам» – заслуженным и народным педагогам и тем, у кого есть категории.

Максимальные коэффициенты приоритетности у учителей первого класса – это самая ответственная работа, у преподавателей математики, русского и иностранного языков (предметы обязательного ЕГЭ и дефицитные лингвисты). Для них он 1,25. Оклады всех учителей начальных классов умножаем на 1,2. Коэффициент 1,15 установлен для преподавателей естественных дисциплин и информатики.

Если класс на уроке делится на группы, для учителей по этим предметам ставка ученико -часа удваивается.

Молодые специалисты дополнительно получают по 4000 рублей. Есть надбавка за вредность для химиков и информатиков.

Читайте также:  Как правильно нумеровать журнал

Максимальный размер стимулирующей части заработной платы в моей школе 20 тысяч рублей.

Кроме того, в конце года из сэкономленных школой средств учителя получают итоговые премии. В прошлом году я была хорошей подругой Деда Мороза и начислила своим сотрудникам под Новый год по 100 тысяч рублей.

Все школы несут постоянные расходы: на здание, на администрацию, на коммунальные платежи. Когда учеников много, эти платежи больших трудностей не вызывают. А вот когда ребят мало, финансирования тоже, тогда приходится на всем экономить.

Нам сейчас отдают здание неподалеку. Там была школа, но она переехала. С одной стороны, нам сейчас тесновато, и новому дополнительному помещению мы рады. Но с таким расширением у нас сильно увеличится площадь и возрастут расходы. А дополнительных денег сразу не появится. Чтобы сохранить хорошую экономику школы, нам надо будет привлечь новых учеников – тем самым увеличив свой бюджет. Родители сейчас очень требовательные, им не все равно, кто будет работать с их детьми. Если в штате есть сильные педагоги, к ним приводят учеников. Но труд таких сотрудников должен хорошо оплачиваться. Если новые школьники придут к нашим сильным педагогам, школа получит дополнительное финансирование. И тогда зарплаты можно будет еще увеличить.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

А кто поддержит педагогов за МКАД?

Представляю отклики после публикации этого материала: совсем Москва зажралась! У них учителя за 50 тысяч получают, а в Московской области – 30 тысяч. Еще чуточку дальше, в Калужской области, – 20 тысяч. Есть регионы, где и под 14 тысяч с трудом выходит. Действительно несправедливо.

В 90-х годах прошлого века, когда в федеральной казне было шаром покати, школы передали на муниципальный уровень. Ну и пошло-поехало. Есть деньги в районе, есть совесть у тамошнего руководства – учителя не бедствуют. Район дотационный – и педагоги нищенствуют. Я уже много раз писал – такая схема неправильная. Что в Удмуртии , что на Камчатке, что в Москве учителя преподают одни и те же предметы по одним и тем же программам. То есть трудозатраты у них одинаковые. И делают они одно дело особой государственной важности. Но вот получают по-разному. Говорят, таков закон и переводить учителей в ранг госслужащих никто не будет – нет на это денег. Но нашли же деньги, чтобы платить лейтенантам по всей стране по 50 тысяч рублей.

Да, нынешняя система финансирования более толковая – она на самом деле помогает стимулировать тех учителей, кто готов интересно учить и сам продолжает учиться. И в Москве она действительно заработала. Устроиться в столице учителем – большая проблема. Вакансий нет. Но у Москвы есть деньги – большая часть финансов страны прокачивается через этот город.

А как поощрять учителей в других регионах, когда там просто нет денег на стимулирующий фонд да и в фонде базовом дыры?

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

А сколько получаете вы? Давайте обсудим!

Путин пообещал классным руководителям 5000 рублей ежемесячно за выполнение федеральной функции

Сегодня выступая с ежегодным посланием парламенту Президент России Владимир Путин подчеркнул особую роль классных руководителей, которые «ближе всего к ученикам». Он отметил, что классный руководитель — это прежде всего воспитатель, а воспитание, по мнению главы государства, федеральная функция.

«Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки».

Обращаясь к правительству, Президент поручил с 1 сентября ввести доплату классным руководителям в размере не менее пяти тысяч рублей за счёт средств федерального бюджета. Правда, нынешнее правительство сразу же после послания подало в отставку. Значит решать этот вопрос будет новый состав исполнительной власти.

Путин, обращаясь к руководителям регионов, призвал их также сохранить все действующие региональные выплаты за классное руководство. Он пригрозил, что будет за этим следить. «Если не держать вопрос на контроле, то, и многие сидящие в зале это знают, появляется соблазн „съехать“ с темы», заявил он.

Публикация от Педсовет (@pedsovetorg) 15 Янв 2020 в 5:58 PST

Читайте также

Эдуард Образцов

Количество подписчиков: 8

Комментарии (18)

Мдааааа. Свежо предание. Помнится в 2012 он тоже пальчиком грозил. И где эти “Майские указы” сейчас?

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 2 года

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Свердловская область, Россия

Как преподаватель колледжа, сразу предсказываю, что наши классные руководители не получат такого. так как разговор опять только о школе.

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 2 года

Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

Регион проживания: Алтайский край, Россия

до 1 сентября далеко.

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Саратовская область, Россия

Помнится в прошлый раз В.В.Путин добавил классным руководителям по 1000 рублей. Это было, если кто не помнит, в первый нацпроект.
Потом чиновники скорректировали Президента – 1000 рублей за класс в 25 человек. Если в классе менее 25 человек, то за каждого недостающего по 40 рублей снималось. А вот если больше 25 человек в классе, то классному руководителю ничего не доплачивали.Как сказал тогдашний замминстра Исаак Калина, что бы не поощрять превышения наполняемости класса.
Как сегодня будут корректировать слова Президента чиновники?
5000 рублей разделить на 25 учеников получаем 200 рублей.
Можно дальше считать.
Однако В.В.Путин говорил про классных руководителей, а не про наполняемость класса.
В общем, мало того, что хотел президент, чиновники сделают “как всегда”.
А может быть ещё хуже.
Про профессиональные колледжи, лицеи, техникумы.
А может и туда федеральные деньги выделят?

“Ребята надо верить в чудеса.
Когда нибудь весенним утром ранним. “

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 4 года

Род деятельности: Руководитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Владимирская область, Россия

Помнится в прошлый раз В.В.Путин добавил классным руководителям по 1000 рублей. Это было, если кто не помнит, в первый нацпроект.
Потом чиновники скорректировали Президента – 1000 рублей за класс в 25 человек. Если в классе менее 25 человек, то за каждого недостающего по 40 рублей снималось. А вот если больше 25 человек в классе, то классному руководителю ничего не доплачивали.Как сказал тогдашний замминстра Исаак Калина, что бы не поощрять превышения наполняемости класса.
Как сегодня будут корректировать слова Президента чиновники?
5000 рублей разделить на 25 учеников получаем 200 рублей.
Можно дальше считать.
Однако В.В.Путин говорил про классных руководителей, а не про наполняемость класса.
В общем, мало того, что хотел президент, чиновники сделают “как всегда”.
А может быть ещё хуже.
Про профессиональные колледжи, лицеи, техникумы.
А может и туда федеральные деньги выделят?

“Ребята надо верить в чудеса.
Когда нибудь весенним утром ранним. “

>В общем, мало того, что хотел президент, чиновники сделают “как всегда”.
– царь хороший, добрый. Только простодушный очень и доверчивый. Поэтому плохие бояре и министры и другие чиновники, которые его окружают, пользуются этим и обманывают царя. Но если донести до него правду, он всё сразу исправит!

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 10 лет

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 5 месяцев

Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

“Мало пообещать – надо ещё и не сделать”.
P.S. Из-за аномально тёплой погоды в России распустилось правительство.

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 10 лет

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

Царь одряхлел, рыкнуть ещё может, порядок навести уже нет.
Вокруг себя комфортно, сохранением этого и занимаеться.
А чиновники оборзели.
Указания Царя корректируют, как хотят.
Факт признанный всеми, начиная от счётной палаты до любого учителя (про Москву и иже с ней не говорю).

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 4 года

Род деятельности: Руководитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Владимирская область, Россия

“Мало пообещать – надо ещё и не сделать!” – принцип работы Путина. См. https://www.proza.ru/2019/01/03/1530
– только там есть несколько опечаток и одна принципиальная ошибка. Преподавателям вузов Путин обещал увеличить зарплату не до средней по региону, как написано в статье, а до УДВОЕННОЙ средней по региону. Но “мало пообещать – надо ещё и не сделать!”.

Статус в сообществе: Пользователь

На сайте: 10 лет

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

“не менее пяти тысяч рублей за счёт средств федерального бюджета.”

Два положительных момента:
– не менее;
– из федерального бюджета.

Следовательно, никакие местные чиновники не смогут повлиять на ее уменьшение. При уменьшении, следует думать, что часть из этих денег ” где-то прилипла к чужим рукам”. В этом случае можно будет сумму обжаловать в суде. Через суд и только через суд(+++

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия

В школах обеспечат бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с 1 по 4 классы. Это очень хорошо(+++
А года 2 назад какая на Педсовете по этому поводу развернулась дискуссия. Тогда ряду школьников вместо бесплатного, ввели платное питание (сняли льготы). И это тогда поддержали многие учителя на сайте. Многие писали, что родители должны кормить своих детей, а не бюджет. А вот сейчас и деньги в бюджете нашлись и думаю такой бурной реакции на это не будет.
Но меня здесь смущает две оговорки:
– В тех регионах и школах, где есть техническая готовность, бесплатное горячее питание должны предоставлять уже с 1 сентября 2020 года.
Что следует понимать под технической готовностью? И могут ли чиновники в регионах это питание не ввести намеренно, сославшись на неготовность?

– Финансирование горячих завтраков будет осуществляться из 3 источников. А если местная администрация скажет, что у них нет денег в бюджете? Следовательно, детей будут кормить на меньшую сумму (на деньги федеральные) в различных регионах?
Или я чего-то не так понимаю?

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия

В школах обеспечат бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с 1 по 4 классы. Это очень хорошо(+++
А года 2 назад какая на Педсовете по этому поводу развернулась дискуссия. Тогда ряду школьников вместо бесплатного, ввели платное питание (сняли льготы). И это тогда поддержали многие учителя на сайте. Многие писали, что родители должны кормить своих детей, а не бюджет. А вот сейчас и деньги в бюджете нашлись и думаю такой бурной реакции на это не будет.
Но меня здесь смущает две оговорки:
– В тех регионах и школах, где есть техническая готовность, бесплатное горячее питание должны предоставлять уже с 1 сентября 2020 года.
Что следует понимать под технической готовностью? И могут ли чиновники в регионах это питание не ввести намеренно, сославшись на неготовность?

– Финансирование горячих завтраков будет осуществляться из 3 источников. А если местная администрация скажет, что у них нет денег в бюджете? Следовательно, детей будут кормить на меньшую сумму (на деньги федеральные) в различных регионах?
Или я чего-то не так понимаю?

Ничего хорошего в этом нет. половину того, что выдают детям в качестве бесплатного питания, идет свиньям на корм. Ну не едят они геркулесовых каш на воде.

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Московская область, Россия

Уважаемая Инна Львовна!
Готовить лучше надо, тогда дети съедят то, что требуется их организму.
А для этого нужны деньги, ассортимент блюд, которые дети будут есть, и политическая воля руководителей всех уровней (в т.ч. и директора школы).

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия

В школах обеспечат бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с 1 по 4 классы. Это очень хорошо(+++
А года 2 назад какая на Педсовете по этому поводу развернулась дискуссия. Тогда ряду школьников вместо бесплатного, ввели платное питание (сняли льготы). И это тогда поддержали многие учителя на сайте. Многие писали, что родители должны кормить своих детей, а не бюджет. А вот сейчас и деньги в бюджете нашлись и думаю такой бурной реакции на это не будет.
Но меня здесь смущает две оговорки:
– В тех регионах и школах, где есть техническая готовность, бесплатное горячее питание должны предоставлять уже с 1 сентября 2020 года.
Что следует понимать под технической готовностью? И могут ли чиновники в регионах это питание не ввести намеренно, сославшись на неготовность?

– Финансирование горячих завтраков будет осуществляться из 3 источников. А если местная администрация скажет, что у них нет денег в бюджете? Следовательно, детей будут кормить на меньшую сумму (на деньги федеральные) в различных регионах?
Или я чего-то не так понимаю?

. Больших семь шапок из овцы не выкроишь никак.

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Московская область, Россия

“Папаху сшить –
Не шубу шить –
Для друга
Можно
Поспешить!

Такую шапку
Смастерим,
Что будет всем
Завидно.
А о цене
Поговорим.
Нам торговаться
Стыдно.

Папаху шить –
Не шубу шить.
С деньгами
Можно
Не спешить!”

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

Регион проживания: Ярославская область, Россия

В школах обеспечат бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с 1 по 4 классы. Это очень хорошо(+++
А года 2 назад какая на Педсовете по этому поводу развернулась дискуссия. Тогда ряду школьников вместо бесплатного, ввели платное питание (сняли льготы). И это тогда поддержали многие учителя на сайте. Многие писали, что родители должны кормить своих детей, а не бюджет. А вот сейчас и деньги в бюджете нашлись и думаю такой бурной реакции на это не будет.
Но меня здесь смущает две оговорки:
– В тех регионах и школах, где есть техническая готовность, бесплатное горячее питание должны предоставлять уже с 1 сентября 2020 года.
Что следует понимать под технической готовностью? И могут ли чиновники в регионах это питание не ввести намеренно, сославшись на неготовность?

Читайте также:  Как проверить покраску автомобиля после ремонта

– Финансирование горячих завтраков будет осуществляться из 3 источников. А если местная администрация скажет, что у них нет денег в бюджете? Следовательно, детей будут кормить на меньшую сумму (на деньги федеральные) в различных регионах?
Или я чего-то не так понимаю?

“Папаху сшить –
Не шубу шить –
Для друга
Можно
Поспешить!

Такую шапку
Смастерим,
Что будет всем
Завидно.
А о цене
Поговорим.
Нам торговаться
Стыдно.

Папаху шить –
Не шубу шить.
С деньгами
Можно
Не спешить!”

Вот-вот. с деньгами никто спешить не собирается.

Статус в сообществе: Пользователь

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Московская область, Россия

В 2020 году учителям повысят доплату за классное руководство на 5000 рублей

15 января 2020 года состоялось ежегодное послание Президента Владимира Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации. В ходе обращения глава государства упомянул о необходимости уже с 1 сентября 2020 года увеличить доплату учителям, у которых есть классное руководство. Предполагается, что размер выплаты будет составлять не менее 5000 рублей.

Последние новости о повышении оплаты за классное руководство

Владимир Путин отметил, что понятие современной школы неразрывно связано с понятием современного учителя. Профессия педагога должна обладать высоким общественным престижем. Работа учителя связана с ответственностью не только за уровень знаний детей, но и за их здоровье, воспитание, развитие.

Ближе всего к учащимся находятся их классные руководители. Именно классный руководитель несет наибольшую ответственность за воспитание учеников и посвящает подопечному классу немалую долю своего рабочего (а иногда и личного) времени. В связи с этим Владимир Путин считает необходимым выплачивать дополнительную надбавку классным руководителям в размере не менее 5000 рублей.

Владимир Путин уточнил, что эта надбавка будет выплачиваться из средств федерального бюджета, так как воспитание молодого поколения — это, в первую очередь, федеральная функция. Кроме того, глава государства отметил, что все уже существующие доплаты классным руководителям из региональных бюджетов также должны быть сохранены.

То есть федеральная надбавка 5000 рублей не станет заменой уже существующих выплат, а дополнит их.

Подробнее ознакомиться с предложениями Президента можно во фрагменте его выступления, указанном ниже.

Фрагмент послания Владимира Путина Федеральному Собранию с сайта kremlin.ru

Какую доплату получают классные руководители

Классное руководство относится к дополнительной работе педагога, не входящей в его прямые должностные обязанности, но непосредственно связанной с деятельностью школы (или иного общеобразовательного учреждения). Как правило, в обязанности классного руководителя входят:

  • заполнение журнала;
  • организация питания учеников;
  • проведение классных часов, тема которых зависит от плана воспитательной работы;
  • организация и проведение внеурочных мероприятий;
  • организация дежурства учащихся своего класса по школе;
  • работа с родителями учеников, в том числе и проведение родительских собраний;
  • ведение документации по каждому ученику и так далее.

На данный момент средства на доплату к зарплате классным руководителям выделяются из региональных бюджетов, поэтому и выплачиваемые суммы в разных регионах могут отличаться.

К примеру, за руководство классом учителя в Орловской области получают доплату размером 2000 рублей, в Тульской — 2000 рублей, в Саратовской области — 1000 рублей. Размер этих выплат может изменяться в большую и меньшую сторону в зависимости от количества учеников в классе, наличия среди учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья и так далее.

Также дополнительные выплаты часто регламентируются локальными актами образовательных организаций, поэтому в некоторых учреждениях надбавки могут быть больше: например, администрации школ могут дополнительно платить за организацию питания учеников, проведение мероприятий, заполнение электронных журналов и так далее.

Но все же в большинстве случаев размер доплат за классное руководство не соответствует объему затраченных времени и сил педагога. Поэтому надбавка 5000 рублей из федерального бюджета станет хорошим стимулом для учителей.

Как снижают зарплаты в московских школах

Мы допускаем, что описанная ниже ситуация характерна не для всех московских школ, но так совпало, что сразу двое из опрошенных нами учителей рассказали о малопонятных и несправедливых, на их взгляд, урезаниях ежемесячных выплат. Их настоящие имена, а также расположение школ, где они работают, наши собеседницы просили не указывать.

Приведённые ими цифры показывают, что за последние годы зарплаты в их школах не только не увеличились, но даже уменьшились. Сохранять прежний уровень дохода получается только при серьёзном увеличении нагрузки.

Татьяна

В прошлом году, когда у меня была ставка 24 часа и не было классного руководства, я получала 50 тысяч плюс доплату 8,7 тыс. руб. за МЭШ («Московская электронная школа», учителю доплачивают, если он включен в работу с электронной средой). Минимальная зарплата учителя в Москве сейчас, кажется, 69 тысяч минус налог, и она не должна включать в себя МЭШ, это идет сверх неё. Но у нас МЭШ включался в минималку, мы получали 69 тыс. (до вычета налога) и как будто МЭШем не пользовались.

Таким образом, в прошлом году без платных групп у меня выходило около 60 тысяч. В этом году у меня нагрузка увеличилась колоссально: теперь она у меня 32 часа плюс появилось классное руководство. Классное руководство не может быть меньше 20 тыс., за него половину (10 тыс.) должен доплачивать город. Количество часов увеличилось на треть: если за 24 часа я получала 40 тысяч, то теперь у меня должно было получиться тысяч 56 плюс 20 за классное руководство. Вот так, по моим расчётам, должна была шагать зарплата. Плюс за год работы у меня должны были появиться 1,5 тыс. стимулирующих. В общем, зарплата у меня должна была подняться тысяч на 35, а поднялась тысяч на 20. И не только у меня зарплата понизилась. Мы предположили, что нам стали меньше платить за часы. Теперь они печатают стандартные контракты на 75 тыс., куда включено в числе прочего классное руководство. Знакомая учительница из другой школы, когда я описала ей свою нагрузку, сказала, что я не могу со всем этим получать меньше 100 тыс. А если хорошая школа (как у неё), за это получают и 120 тыс. Я же с учётом появившихся ещё платных групп (плюс 10 тыс.) получаю 80 тыс.

Но это ещё не всё. В прошлом месяце я не досчиталась выплат за платные «допы»: их выплату приостановили якобы в связи со сложным финансовым положением школы. Вдобавок убрали выплаты стимулирующих надбавок (у меня за год работы она была 1,5 тыс. минус налог). Почему сняли – никто не объяснил. Стимулирующие сняли со всех в школе. Ещё сняли надбавки с тех, кто ездил с детьми на олимпиаду «Парки. Музеи. Усадьбы»: если ты побеждаешь в ней, то на следующий год получаешь стимулирующие 3 тыс. рублей в месяц. У нас было несколько победителей, за них учителя в сентябре получили своих 3 тыс. стимулирующих, а потом их сняли – без объяснений. Понимаю, если бы директор нас собрал и сказал, что школа переживает трудные времена: «Денег нет, но вы держитесь». Но нам ничего не объяснили.

Платные группы я беру по собственному желанию, потому что они хорошо оплачиваются, но мне самой приходится «выбивать» деньги у учеников, раздавать платёжки. За них мне платят 60 % минус налог. У меня в группе 10 человек, все они платят по 2–3 тысячи (меньше сдают льготники). С группы я могу получить 10 тыс. за месяц, если они всё вовремя заплатят.

У нас работает девочка, 22 года. Ей как молодому специалисту к минимальной зарплате (69 тысяч минус налог) положена доплата тысяч 10–15, причём её платит город, а не школа. Но никаких доплат ей почему-то не назначили. И даже минимальная зарплата в её случае не соблюдается. Когда её принимали, то сказали, что ставки 20 с чем-то часов для 69 тыс. маловато, поэтому ей дали дополнительные полставки педагога-организатора, кажется. С ней вместе получались эти 69 тыс. А потом вдруг без объяснения причин её вызывают и говорят подписать бумагу, что с неё снимают эти полставки. И осталась она, молодой специалист, на 40 тысячах.

Евгения

Нагрузка у меня сейчас снизилась. В прошлом году нагрузка у меня была 31 час плюс два бюджетных «допа» (за 4 тыс. в месяц). В этом году «допы» у меня сняли и нагрузку снизили до 27 часов, но зарплата снизилась значительнее, чем на эти часы, переведённые в рубли, – тысяч на 12. Вместо снятых часов у меня появилась новая группа – 3 часа в неделю, за которую я получаю около 4,5 тыс. То есть эти 3 часа оплачиваются значительно дешевле, чем те, что сняли.

Объясняется это тем, что во многих школах оплата сейчас идёт за «человеко-час», то есть учителю платят не за проведённый урок, а за количество человек. Если в группе у него 16 человек, он получает в два раза больше, чем если в группе 8 человек. Это создает нездоровую атмосферу в школе: учителя начинают бороться за количество учеников, переманивая их к себе всеми возможными способами. Новую группу мне дали маленькую, теперь у меня две маленькие группы (в прошлом году была одна). Распределение групп между учителями зависит от массы не очень прозрачных параметров, решение принимает директор.

Три года назад зарплата у меня была такая же или даже немного больше, чем сейчас. Почему? Сейчас нет никаких выплат за категорию. Формально они исчезли лет 8 назад, но наш прошлый директор пыталась их восполнить по другим статьям – через премиальные и ещё что-то. Три года назад пришла новая директор и сразу эту часть убрала – около 20 тыс. Сейчас тоже есть премия, но она значительно меньше.

Из-за роста безработицы люди боятся отстаивать свои права. Нам было сказано: что-то не нравится – пишите заявление. И впечатление такое, что дальше будет только хуже. Учителя сейчас могут уволить за то, что его не было 5 минут на перемене на дежурстве, везде стоят камеры. Ещё нельзя иметь чайники и пить чай… Так же запросто увольняют директоров: никто из них сейчас не уверен, что завтра будет работать.

За комментарием к этим двум историям мы обратились в департамент образования Москвы. В частности, мы спросили, на что имеет право учитель в ситуации необоснованного снятия надбавок (например, за победу в олимпиаде «Парки. Музеи. Усадьбы»). Также попросили уточнить, снятие/невыплата каких набавок не является поводом для жалобы и как проверить законность действий руководства школы, не разглашая имён тех, кто пожаловался. Департамент прислал нам такой ответ:

«Средняя зарплата учителей в Москве за 9 месяцев 2019 года выросла до 117 тысяч рублей (это в 2 раза выше, чем в Петербурге и в Московской области, и в 3 раза выше средней по ЦФО).

Кроме того, также существуют такие выплаты:

— городская надбавка за активное участие в развитии «Московской электронной школы» (10 тыс. рублей в месяц);

— городское вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (12,5 тыс. рублей в месяц при наполняемости класса 25 человек).

Зарплата московского учителя, работающего на полную ставку, не может быть ниже 75 тысяч рублей.

Обращаем также внимание, что за разъяснением о порядке и условиях начисления заработной платы педагоги могут обратиться в администрацию образовательной организации. Если не удаётся достичь консенсуса, то обращение можно направить в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) и суд».

В пресс-службе департамента нам предложили назвать номера школ, где работают учителя, поделившиеся с редакцией своими историями. Также справедливо заметили, что объективности ради нужно представлять позицию обеих сторон: не только учителей, пожаловавшихся на снижение оплаты их труда, но и директора. Наверное, нужно, но тогда это будет последний материал, где люди доверили нам свои проблемы. Покуда директор имеет возможность наказать жалобщиков, такая «объективность» с нашей стороны будет предательством по отношению к нашим информаторам.

Любой учитель вам скажет, что формальный повод уменьшить ему надбавки, нагрузку или даже уволить всегда найдётся

За рамками официального комментария в департаменте нам подтвердили, что директора действительно обладают сейчас определённой автономией в распоряжении школьным бюджетом. А любой учитель вам скажет, что формальный повод уменьшить ему надбавки, нагрузку или даже уволить всегда найдётся.

Заявления о согласии с сокращением зарплаты

В школе, где работает Татьяна, уже после её интервью «Столу» события развивались следующим образом. Директор собрала всех учителей и всем раздала типовые заявления о согласии с сокращением зарплаты — отменой надбавок, стимулирующих. В общем, сократить зарплаты по просьбам трудящихся. Рядом положила стопку типовых заявлений об увольнении и предлагала выбирать: или соглашаетесь на снятие всевозможных надбавок, или увольняетесь. Объяснила, что школа – банкрот и, если зарплаты не сократят, то будет запущена стандартная процедура банкротства, при которой оплата труда – это последняя, четвёртая, очередь выплат. То есть деньги педагоги получат не раньше, чем будут оплачены все коммунальные платежи и погашены задолженности школы перед городом. Эта «пугалка» мало похожа на правду, но проверять никто не стал. Некоторые уже заявили об уходе и дорабатывают последние недели, некоторые не заявляли, но тоже подыскивают себе место. Школа тоже ищет им замену – тех, кого устроит урезанная зарплата. Такие, безусловно, найдутся. Как правило, это учителя с меньшим опытом и квалификацией.

Всё это до боли что-то напоминает. Кажется, ситуацию в здравоохранении. Государственным поликлиникам и больницам тоже ведь предоставили похожую «автономию»: разрешили ввести платные услуги. В результате записаться к специалисту (не терапевту) и получить качественную медпомощь стало возможно только за деньги: с вас их теперь берут на совершенно законных основаниях.

Мы продолжим следить за судьбой наших собеседниц и их коллег, не раскрывая их имён и номеров школ, до тех пор, пока они нам сами этого не разрешат.

Действительно ли школы теперь работают и банкротятся как частные компании? Может ли обычный учитель отстоять своё право получать именно столько, сколько он «получает» по версии московских чиновников? Это мы обязательно выясним в ближайшее время.

Отец Иоанн Привалов рассказал «Столу» о своей дружбе с народным артистом

День памяти священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

7 февраля 1920 года был расстрелян Александр Васильевич Колчак

Ссылка на основную публикацию